ОРИГЕН - Страница 8

Поскольку Писание можно понимать в трёх смыслах – телесном (буквальном), душевном (моральном) и духовном (философски-мистическом), постольку и в Иисусе Христе можно видеть исторического человека, освободителя или вечный Логос. Ориген, отвергая первый и отодвигая на второй план второй смысл, считал абсолютно приоритетным духовное понимание, поскольку лишь в этом случае для христиан как идущего за Христом, объединённого в церковь «духовного народа» возможно восхождение от материальной жизни к благому Богу. В чём-то его воззрения были близки к позднейшим догматам ортодоксального христианства (в чём-то они даже послужили для них основой), но зато в другом Ориген был достаточно далёк от традиционного учения (что и послужило в VI в. причиной осуждения его воззрений как еретических). В частности, он имел совершенно нехристианский взгляд на проблему конца света и доказывал, что в подлинном, абсолютном смысле конца света нет и не может быть: «Говорить, будто природа Божья праздна и неподвижна – и нечестиво, и нелепо, равно и думать, будто Благость когда-либо не благоденствует, и Всемогущество не проявляет могущество». В этом случае Бог изменялся бы, переходя из одного состояния в другое, а Он неизменен, поскольку бесконечен, един и прост. Значит, созданная Богом Вселенная вечна. Ориген не отрицал, что существование каждого отдельного мира завершается частным судом, после которого мир сгорает в очистительном огне. Наш мир тоже когда-нибудь распадётся и погибнет, и его материя обратится в ничто, но составляющие его духовные существа бессмертны и свободны. А потому через некоторое время они вновь отпадут от Бога, тогда будут для них созданы новые тела; т.е. возникнет новый мир. Так до возникновения нашего мира существовало бесчисленное количество миров, и после его уничтожения будут существовать другие миры. Они не вполне подобны друг другу, различны по достоинству и качеству. Только в конце времён, когда все духи добровольно подчинятся Богу, всё материальное сделается излишним и возвратится в небытие. Тогда наступит великое мгновение – восстановление всего в единстве с Богом. После смерти Оригена многие его взгляды подверглись критике и были осуждены. Люди церкви увидели в нём поругание христианства. Прежде всего, противодействия возбуждали взгляды Оригена на воскресение мёртвых. Мефодий Олимпийский (ум. в 311 г.) посвятил полемике с Оригеном особый трактат, Евсевий Кесарийский (Памфил) пишет в его защиту большую апологию. Обвинители распадались на три группы: Ориген говорил, что Сын Божий не рождён, что Сын Божий принял гностическое бытие («истечение»), вместе с Павлом Самосатским (200–275 гг.) он признавал Христа простым человеком. Выступление на сцену арианства ещё больше обострило положение. Ариане в борьбе с никейцами часто «призывали во свидетельство своего учения Оригеновы книги», а такие почитатели Оригена, как Василий Великий, Григорий Богослов, не смущались нападками и доказвали арианам, что они «не поняли мыслей Оригена». Всё ожесточение, которое накопилось во время борьбы с арианством, обрушилось на систему Оригена, принявшее форму открытой борьбы в конце IV в. Его сторонниками выступили Иерусалимский епископ Иоанн II (386–417 гг.), Аквилейский пресвитер Руфин, Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.) и некоторые учёные нитрийские монахи, а противниками – Иероним Блаженный (около 330/350 – около 420 гг.), Епифаний Кипрский (ум. в 403 г.), Феофил Александрийский (ум. в 412 г.). Оригенисты были смяты: Руфина затравили, а Златоуста сослали. Во всех этих спорах редко доходили до догмы. Имя Оригена стало разделять, в конце концов, не еретиков и православных, а просвещение и мракобесие. Лучшая пора богословия была уже позади, нахлынувшая в церковь духовная чернь затопила науку и проникновенное понимание христианства. Всё перерождалось и упрощалось. И тем не менее труды Оригена имели огромное значение для развития христианского богословия. Соч. на рус. яз.: Увещание к мученичеству. СПб., 1897; Против Цельса. Казань, 1912; О началах. СПб., 2000.



 
PR-CY.ru