ОРИГЕН - Страница 6

Травля Оригена после смерти, закончившаяся эдиктом Юстиниана I Великого (527–565 гг.) и осуждением на Пятом, Шестом и Седьмом Вселенских соборах, привела к тому, что его сочинения переписывались всё меньше и меньше. Почти половина того, что уцелело, сохранилось только в переводе на латинский язык. Из того, что дошло до нас, ещё не всё приведено в порядок и издано. Замечательны комментарии Оригена на Пятикнижие, книгу Иисуса Навина, Песнь Песней, книгу Иеремии. Из толкований на Новый Завет сохранились в подлиннике значительные части комментариев на Евангелия от Матфея и особенно Иоанна, в латинской обработке 39 гомилий на Евангелие от Луки, десять книг комментария на Послание к Римлянам и др. К числу назидательных сочинений исследователи относят «О молитве» и «Увещание и мученичеству». Ориген был первым из христианских мыслителей, создавшим законченную теологическую систему. Попытки философским языком изъяснить отдельные положения христианского учения несколько раз предпринимались и до него, но они носили лишь частичный характер. Оригену впервые удалось осуществить полный синтез библейского предания с древнегреческой философией и тем самым заложить прочную основу христианскому богословию. На основе синтеза эллинистической философии и христианства он разработал учение о троичности, неантропоморфности, нематериальности, бесконечности, всесовершенстве и непостижимости Бога. Из принципа абсолютной неизменности божественной сущности он делал выводы о перманентной креативности Бога, Который в вечно длящемся акте творения создаёт сменяющие друг друга миры и непрерывно рождает Сына, хотя и единосущного Отцу, но подчинённого Ему в качестве «вторичного Бога». Ориген при изложении своих мыслей опирается, главным образом, на свидетельства Священного Писания. Признавая его богодухновенным, он говорил, что христианская истина во всей её полноте изложена в Священном Писании, но в элементарной форме. Между тем она имеет в себе и более глубокий, сокровенный смысл, который он и постарался разъяснить. Прежде всего, ему необходимо было дать определение Бога, Который, по его учению, прост, неизменен и благ. Он также бестелесен и представляет Собой неизменную, простую и умную природу (или Ум). Ориген писал: «Для Него всегда «сегодня», ибо нет у Бога «вчера»; я же думаю, что нет и «завтра»; но всё сопряжённое, так сказать, Его безначальной и вечной жизни время есть для Него сегодняшний день». Однако Бог опоясывает, объемлет, содержит и пронизывает всё созданное Им, находясь всегда и везде, не становясь при этом протяженным или делимым. Он писал: «Надлежит думать, что Мощь Божья ограничена… Если бы Мощь Божья была беспредельной, Она по необходимости не мыслила бы Себя Самоё, ибо беспредельное по природе Своей необъятно». Главное свойство Бога – благо, т.е. Он есть сама Благость, а Благость не может быть скупой и праздной – не может находиться в Самой Себе и не источаться вовне. Поэтому, в силу Своей благости, Бог открывается и входит в общение с тем, что находится вне Его; в силу же Своей неизменности Он делает это вечно. Но так как немыслимо допустить непосредственные отношения Божественного бытия, простого по существу и неизменного, со случайным и множественным по своей сути миром, то Бог сначала должен Сам стать в такое положение, чтобы подобные отношения были возможны. Отсюда происхождение Логоса (Слова или Разума) – отдельного Лица Бога, Божества производного, которое находится между сотворённым и несотворённым и заключает в Себе первообраз всего конечного и множественного. Ориген высказал здесь очень важные соображения, ставшие потом краеугольным камнем всего христианского богословия. Он считал, что «мощь», присущая Богу Отцу, – есть как бы внутренняя, единая способность всяческого существования. Но для того, чтобы эта способность стала творческой силой, от этой «мощи», от этой внутренней энергии должно проявляться вовне нечто иное. Это иное – Бог Сын, Который есть действительность или осуществлённость скрытой «мощи» Бога Отца.

 



 
PR-CY.ru