НИКОЛАЙ I ВЕЛИКИЙ - Страница 3

Тем не менее, Николай I не поддался давлению. Императрица Ангельберга (около 830 – между 896/901 гг.) устроила примирение императора с папой, и Людовик приказал бывшим архиепископам Трира и Кёльна вернуться в свои дома. Николай I не прекращал усилия по достижению примирения между Лотарем и его законной женой, но Лотарь остался верен Вальдраде. Другой супружеский спор, в который вмешался Николай I, был связан с дочерью Карла II Лысого Юдит Фландрской, которая без разрешения отца вышла за Бодуэна I (ум. в 879 г.), графа Фландрии. Франкские епископы отлучили Юдит, но Николай I призвал к снисхождению, защищая свободу вступления в брак. Особенно большое значение для дальнейшего развития католической церкви имело его столкновение с византийской церковью, которая была сильна благодаря поддержке государства. Самым ожесточённым был спор папы Николая I с Константинопольским патриархом Фотием (858–867, 877–886 гг.), который пришёл к власти благодаря императору Михаилу III Пьянице. Прежний патриарх, Игнатий I (847–858, 867–877 гг.), отказался насильно постричь в монахини мать императора, за что лишился сана. На престол император возвёл лояльного Фотия. Папа Николай I по просьбе Игнатия I вступился за свергнутого патриарха. В письме от 8 мая 862 г. на имя патриархов Востока он призвал их и всех епископов отказаться признавать Фотия, а на Римском соборе 863 г. объявил его низложенным. В свою очередь, Константинополь в 867 г. отверг право папства на низложение своих патриархов и обвинил папу в нарушении церковной дисциплины, обрядов богослужения и богословского тезиса об исхождени Святого Духа и от Сына (филиокве). Предметом спора была также сфера влияния восточного христианства в Болгарии и на территории северных славянских племён, где монах Константин (позднее Кирилл) и его брат Мефодий осуществляли по инициативе Фотия интенсивную деятельность (однако, с благословения папы Римского). По целому ряду причин князь болгар Борис I (852–889 гг.) заинтересовался обращением в христианство и обязался сделать это из рук западных священнослужителей, которых должен был предоставить Людовик II Немецкий, король Баварии в 817–843 гг. В конце того же года византийцы вторглись в Болгарию, и Борис I был вынужден просить мира. Поскольку большинство его людей ещё были язычниками, Борис I был тайно крещён по византийскому обряду, приняв имя Михаил. Византийский император, который стал его крестным отцом, уступил болгарам часть Фракии. Недовольный византийским влиянием и рассчитывая на автокефалию, которую патриарх Фотий не собирался предоставлять болгарам, Борис I в августе 866 г. направил посольство к папе Николаю I со 106 вопросами о дисциплине в церкви. Папа ответил на эти вопросы и послал миссионеров во главе с епископом Формозом (позже – папа Формоз; 891–896 гг.). Когда папа Адриан II (867–872 гг.) позже отклонил просьбу Бориса I сделать Формоза или диакона Марина (позже – папа Марин I; 882–884 гг.) архиепископом Болгарии, Борис I снова стал искать способы добиться от Константинополя автокефалии. В 870 г. ему это удалось. Конфликт, известный как «Фотиева схизма», продолжался при его преемнике папе Адриане II. Это было первое столкновение папизма с православием – предвестник разрыва, который произошёл 150 лет спустя. Николай I вёл активную миссионерскую деятельность, санкционировал объединение кафедр Бремена и Гамбурга и подтвердил статус архиепископа Бременского Ансгара и его преемников как папских легатов среди датчан, шведов и славян. По многим другим церковным вопросам он рассылал письма и решения и предпринимал активные меры против епископов, которые пренебрегали своими обязанностями. В Риме Николай I восстановил и учредил несколько церквей. Он сам вёл благочестивую жизнь, руководствуясь духом христианского аскетизма. После смерти почитался как святой и был канонизирован его преемником, папой Адрианом II. Его праздник отмечается 13 ноября. Несмотря на большие усилия, ни одно из предприятий Николая I не увенчалось успехом. В тогдашней политической ситуации великие замыслы римского епископа о завоевании власти над всем христианством, восточным и западным, не имели шансов на успех. Только через полтора столетия они смогли быть частично реализованы после успешной григорианской реформы. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru