НИКОЛАЙ I ВЕЛИКИЙ

НИКОЛАЙ I ВЕЛИКИЙ – папа Римский с 24 апреля 858 г. по 13 ноября 867 г. Идеолог папоцезаризма, самый значительный понтифик эпохи Каролингов (751–987 гг.), честолюбивый и властный. Католическая историография почтила папу Николая I наименованием «Великий» и внесла его в список святых. Родился он в знатной римской семье, был родственником папы Льва IV (847–855 гг.), получил отличное богословское и юридическое образование, отличался познаниями и красноречием, благочестием и доброжелательностью, на службу церкви поступил в раннем возрасте. Папа Сергий II (844–847 гг.) сделал его иподиаконом, а Лев IV – диаконом. Николай I был советником папы Бенедикта III (855–858 гг.), принимал ближайшее участие в управлении делами папской курии. В момент смерти Бенедикта III он был кандидатом на римский престол, выставляемым римской партией независимости, рассчитывающей на тяготение к Риму французского и частью немецкого епископата, желавшей при окончательном распаде империи использовать его в целях папства и уже при Бенедикте III вмешивавшейся в дела греческой церкви. Николай I уже имел сношения и с императорской партией, доставившей ему содействия прибывшего в Рим императора Священной Римской империи Людовика II (850–875 гг.), из династии Каролингов, который явился в Рим, чтобы оказать своё влияние на выборы.  Николай I был избран папой, рукоположён и возведён на престол в базилике Святого Петра в присутствии императора, который его короновал. Через три дня после этого он организовал прощальный банкет для императора, а затем (в сопровождении римской знати) посетил императора в его лагере за городом; император встретил его верхом на коне. Сразу же после избрания на папский трон Николай I решил проводить «независимую политику», которая в Риме становилась всё более популярной. Он энергично принялся за восстановление авторитета папской власти и ревностно оберегал идеи папской теократии, выдвинул тезис, что права папы божественного происхождения, и никто не может лишить его этих прав. Для духовно истощённой и политически нестабильной Западной Европы, страдавшей от мусульманских и норманнских вторжений, папа Николай I стал символом сильной церкви. Он был исполнен возвышенным пониманием своей миссии защитника закона Божьего. Его тезис: папа – живой закон, его слово – слово Божье, его дело – дело Божье, церковь – единый организм, душа которого – папа. Поэтому недопустимо никакое вмешательство извне в её дела. Папа утверждал, что до Христа духовная и светская власть была в руках государей, но Христос разъединил обе власти, однако с ущербом для светской власти, поскольку «императоры христианские нуждаются в папе ради вечной жизни, а папы пользуются императорами и королями только ради земных целей». Само достоинство императора даётся папой. Впредь ни государь не имеет права присваивать себе роль понтифика, ни папа – роли императора. Весь этот круг идей не мог быть осуществлён полностью, но в целом авторитет папской власти при Николае I значительно окреп. Он первым из пап надел корону (до него папы носили шлемовидный колпак белого цвета). Для возвышения своей власти папа использовал даже «Лжеисидоровы декреталии» (сборник подлинных и подложных документов, появившихся во Франции в середине IX в. и призванные обосновать верховную власть папы). Его понтификат вошёл в историю как период, когда впервые была последовательно сформулирована идеология папской теократии. При нём Рим вновь становится центром христианства, а папа – его главой. По мнению Николая I, папа Римский обладает всей полнотой власти в церкви, является её единственным главой. Власть всех других епископов (на Востоке и на Западе) исходит от папы, который имеет право судить любое духовное лицо так, как ему заблагорассудится. Не менее сильно Николай I подчёркивал верховенство папской власти над властью светских государей. Папа не допускал, чтобы в посланиях к нему государи ставили своё имя раньше его имени. Государи должны писать ему: «Мы просим, мы предлагаем», т.е. смиренно, а он им пишет: «Мы желаем, запрещаем, приказываем». Весь понтификат Николая I был непрерывной цепью усилий, направленных на то, чтобы эти принципы осуществить на практике. В церкви он строго следит за соблюдением канонов, присваивает себе право ратификации избрания не только митрополитов (путём посылки им паллия, получение которого связано с выражением обязательства подчиняться Риму), но и епископов.

 



 
PR-CY.ru