НОНН из Панополя

НОНН из Панополя в Египте (V в. н. э.) – греческий поэт, основатель египетской школы поэтов-эпиков, автор самого обширного (48 книг) из сохранившегося греческого эпоса «История Диониса» («Dionysiaka»), включающего «Илиаду» и «Одиссею», поэму «Деяния Диониса», а также переложенное в гекзаметре «Евангелие от Иоанна». Нонн рассказывает в нём историю Диониса, которая начинается похищением Европы задолго до рождения бога (оно описано только в VIII книге), а заканчивается апофеозом Диониса и принятием его в круг олимпийцев. Основная часть произведения – повесть о походе Диониса в Индию, основанная на легенде, оформившейся в эллинистический период как мифологическое отражение похода в Индию Александра Македонского. Автор собрал в поэме необычайно богатый мифологический материал, не всегда связанный с действием. Многим он обязан Гомеру, как с точки зрения содержания, так и формы. Отчётливо видно также влияние трагедии (пафос), александрийской поэзии (пристрастие к формулировкам-загадкам и идиллическим картинам) и романа (в основном Ахилла Татия). Однако история Диониса является оригинальным произведением, прежде всего, благодаря атмосфере дионисийского экстаза, которым проникнута вся поэма. Нонн часто отбрасывает пафос и барочный стиль. Обычно исследователи ему ставят на вид слишком большое внимание к деталям и нагромождение контрастов, подчёркивают также отсутствие законченности отдельных текстовых отрывков. Но всё это не отменяет художественных достоинств произведения, последнего большого эпоса в греческой литературе. Особого упоминания заслуживает нигде раньше не встречавшаяся чрезвычайная звучность, обусловленная аллитерациями, ассонансами и модификации Нонном дактилического гекзаметра, который ещё в IV в. вступил в противоречие с развитием языка, в котором тоническое ударение сменялось силовым. В отличие от IV в., который был по преимуществу веком прозы, в V в. происходит оживление поэзии, а поэзия – это всегда уход от реальности. Реформа гекзаметра (величайшая заслуга Нона) основывалась на приведении словесного ударения в соответствие с мелодическим. Ещё целых два века его гекзаметры использовали поэты, принадлежавшие к египетской школе поэтов-эпиков, которые находились под общим влиянием творчества Нонна. В конце жизни он, по-видимому, стал христианином, о чём свидетельствует другое сохранившееся произведение Нонна – поэтическое переложение Евангелия от Иоанна. По материалу эти сочинения контрастны: в поэме господствует языческая мифология, в переложении – христианская мистика. Но стилистически они вполне однородны, характеризуются эксцентричностью, избытком напряжённости и совершенно неклассической динамикой. Сильная сторона – богатая фантазия, слабая – отсутствие меры и цельности. Оба произведения Нонна оказали значительное влияние на литературу XV–XVII вв.

 
PR-CY.ru