НЕСТОРИАНЕ - Страница 2

С VIII в., после перенесения халифами резиденции из Дамаска в Багдад, несториане становятся во главе расцветавшего арабского просвещения: переводят греческих авторов на арабский язык, собирают древние рукописи, путешествуют с учёными целями по разным странам. Несторианские школы поднимаются на небывалую высоту: вместе с богословием здесь изучаются гуманитарные науки, несториане являются знатоками всех языков, на которых говорило разноплеменное население халифата. В пору общего упадка они создали и поддерживали единственный очаг просвещения в мире. Богатая, просвещённая церковь развила обширную пропаганду в пределах влияния халифата, а также и за его пределами – в Средней Азии, Китае, Индии, Аравии (в XVI в. в Китае был найден каменный монумент во славу христианства, воздвигнутый в 786 г.). Одно из монгольских племён Средней Азии было целиком обращено в христианство и образовало несторианское государство, существовавшее до XIV в. К XIII в. несторианский католикос имел под своей властью 25 митрополий и около 150 епископий. Но с этого начинается и упадок. Монголы разгромили халифат, а с ним и несторианскую церковь. В пределах Халдеи она ещё держалась (при сносных условиях) до второй половины XIV в. Нашествие Тимура потрясло всю Переднюю Азию; полудикие полчища всё сметали на своём пути. Спасение нашли только те из несториан, которые ушли в недоступные горы Курдистана. С начала XVI в. несториане стали селиться в Сирии и Месопотамии и приняли турецкое подданство. Часть их остались в пределах территории Урмийского и Ванского озёр. Турецкое иго заставило несториан искать покровительства Запада. В середине XV в. кипрские несториане присоединились к католической церкви. В середине XVI в. то же сделали месопотамские несториане, имевшие во главе патриарха, жившего в Мосуле. Прошлому остались верны только несториане Курдистана, именовавшие себя сиро-халдеями, во главе с патриархом (его местопребывание было в селении Кудманис, на турецкой территории). Места священников у них передаются по наследству; богослужебно-обрядовая сторона близко напоминает Греко-восточную церковь. Несторианские священники могут вступать в брак после рукоположения. Жизнь среди курдских племён заставила несториан обратить взоры на Россию. В 1846 г. было перевезено около 6 тыс. несториан, в 1859 г. они повели дело с Константинопольским патриархом о присоединении к православию, но неудачно. В 1861–1863 гг. обращение было сделано к русскому правительству, но соображения политического характера заставили воздержаться от сближения. В 1873 г. попытка была повторена, но только в 1898 г. переговоры закончились принятием несториан в лоно православной церкви. Депутация из пяти человек (епископа Мар-Ионы, одного архимандрита, одного диакона и двух священников) представляла 9 тыс. несториан, пожелавших воссоединения. В настоящее время несториане есть в Иране, Ираке, Сирии, Индии, России, Грузии, Армении, США и некоторых других странах. Они признают семь таинств и отрицают иконы. В богослужении используют литургию св. Фаддея (апостол из числа двенадцати) и св. Марка (на старосирийском языке). См. также Несторий, Несторианство. Лит.: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: В 4 т. Т. IV. М., 1994; Карташев А.В. Вселенские Соборы. СПб., 2002.



 
PR-CY.ru