Словарь по христианству Н НЕСТОРИАНЕ

НЕСТОРИАНЕ

НЕСТОРИАНЕ – последователи религиозного течения, возникшего в Византии в начале V в. и названного по имени его основателя – Константинопольского архиепископа Нестория (около 381–452 гг.). Учение Нестория было осуждено на Втором Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 г. Сам Несторий был отправлен в ссылку, его книги были сожжены, а его последователи переместились в Персию, Среднюю Азию и Китай. Вероучение несториан имеет некоторые элементы учения Ария (см. Арий), отвергавшего божественную природу Иисуса Христа. Так же как и Арий, Несторий утверждал, что Христос был человеком и лишь благодаря наитию Святого Духа стал Мессией. Таким образом, Христос в учении Нестория предстаёт лишь совершенным человеком, а не Богочеловеком. В соответствии с этим положением Дева Мария является не Богородицей, а Христородицей. Однако история несториан начинается гораздо раньше. Христианство в Месопотамии появляется очень рано, из Сирии и Антиохии, и при династии Арсакидов развивается при полной свободе, без тех притеснений, каким оно подвергалось в Римской империи. Главный епископ Селевкии – Ктезифона сначала рукополагался в Антиохии, но уже к концу II в. эта связь оборвалась; к разрыву вели неодинаковость языка, состава верующих, условий политического существования. После вступления на престол Сасанидов (227 г.) положение христиан в Персии стало хуже, особенно после торжества христианства в империи и основания Константинополя. Персидское правительство подозрительно смотрело на тех своих подданных, которым уделяло внимание правительство Восточной Римской империи (Византии); начиная с 342 г. они подвергаются частым преследованиям, уносившим десятки тысяч жертв. Между тем, в империи в это время церковная жизнь достигла большого оживления. Слабые связи с халдейскими христианами поддерживала только Эдесская школа Сирии. Когда на Соборе 431 г. учение Нестория было осуждено, Эдесский епископ Ива (ум. в 457 г.) и люди одного с ним настроения увидели в этом порицание всему восточному богословию, а когда Эдесская школа подверглась разгрому, её учителя ушли к персидским христианам; школа в Нисибиси (Персия) стала её преемницей. Несторианство среди персидских христиан оказалось без соперников и на большом Соборе в Ктезифоне в 499 г. было провозглашено официально; во главе встал католикос (или патриарх Ктезифонский). Впрочем, халдеи всегда протестовали против их наименования несторианами. Разрыв с греческой церковью успокоил персидское правительство; его отношения к христианам стали лучше. Христианские общины достигли цветущего материального положения, выработали стройную организацию, развили просвещение. Их Нисибийская школа разрабатывала богословие, дала приют риторике, диалектике и даже медицине. Образованные христиане служили при дворе и стояли в первых рядах правящего класса (при императоре Маврикии (582–602 гг.) во главе персидского посольства были несторианские епископы). Когда в VII в. на место персов пришли арабы, несториане ничего не потеряли; они занимали высшие государственные должности, места провинциальных администраторов, служили при дворах эмиров и халифов.

 



 
PR-CY.ru