МАТИСС Анри Эмиль Бенуа - Страница 7

С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию, но он остался во Франции, в Ницце, которую не покидал уже до самой смерти. 1930 гг. стали временем, когда художник попытался подвести итог своим открытиям. Для усиления впечатления, он перенёс в монументальную живопись приёмы графики, как, например, в картинах «Розовая обнажённая» (1935 г.) и «Натюрморт с устрицами» (1940 г.). В его работах того периода всё меньше экзотики и больше асимметрии. В них женские фигуры изображены в праздничных платьях, сидящими в креслах на фоне ковров, цветов и ваз. В эти годы им были созданы эскизы для гобеленов, книжные иллюстрации. Матисс написал сцены из «Одиссеи» для романа «Улисс» Джеймса Джойса (1882–1941 гг.). В октябре 1931 г. была издана первая книга с иллюстрациями художника. Им стал сборник поэзии Стефана Малларме (1842–1898 гг.). В своих многочисленных работах того периода Анри Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. Примером тому могут служить его картины «Музыка II» (1939 г.) и «Румынская блуза» (1940 г.). В 1941 г. Матисс перенёс тяжёлую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1943 г. он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947 г.). В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. В период 1946–1948 гг. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными. Такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947 г.) и «Египетский занавес» (1948 г.), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Последняя работа Матисса (1954 г.) – витраж церкви, построенной Рокфеллером в 1921 г., в штате Нью-Йорк (остальные девять витражей расписаны Марком Шагалом). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матисс сам нашёл решение её художественного оформления. В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье. Анри Матисс так обозначил значение своей работы над витражами и фресками для Капеллы Чёток в Вансе: «Не я выбрал эту работу, судьба определила мне её в конце моего пути, моих поисков, и в Капелле я смог объединить и воплотить их», «работа над Капеллой потребовала от меня четырёх лет исключительно усидчивого труда, и она – результат всей моей сознательной жизни. Несмотря на все её недостатки, я считаю её своим лучшим произведением. Пусть будущее подтвердит это суждение возрастающим интересом к этому памятнику, не зависящим от его высшего назначения». Освящение Капеллы Чёток состоялось 25 июня 1951 г. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. В честь Анри Матисса назван кратер на Меркурии.



 
PR-CY.ru