МАТИСС Анри Эмиль Бенуа - Страница 6

Летом 1914 г. Матисс в третий раз посетил Германию, на этот раз Берлин. В том же году с началом Первой мировой войны немолодой художник обратился с просьбой принять его добровольцем в действующую армию, но ему отказали по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных противником территориях, брат попал в плен, сыновья и друзья воевали на фронтах. Только жена и дочь остались возле художника. В 1916 г. Матисс по совету врачей из-за обострений последствий бронхита некоторое время провёл в Ментоне, а зиму 1916/1917 гг. – в Симье, пригороде Ниццы, в номере отеля Бо-Риваж, откуда переехал в отель Медитерран. В 1921 г. он поселился в двухэтажной квартире на площади Шарль-Феликс в Симье. С мая по сентябрь художник регулярно возвращался в Исси-ле-Мулино, где работал в своей мастерской. В 1918 г. в галерее «Гийом» прошла совместная выставка Матисса и Пикассо. В Ницце он познакомился с Огюстом Ренуаром и Пьером Боннаром (1867–1947  г.). Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски». В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В 1920 г. по просьбе Сергея Павловича Дягилева (1872–1929 гг.) он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского (1882–1971 гг.) в хореографии Леонида Фёдоровича Мясина (1896–1979 гг.). Позднее, в 1937 г. им также были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975 гг.) в хореографии всё того же Леонида Мясина. В 1920 гг. имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 г. Матисс получил звание кавалера ордена Почётного легиона. В 1927 г. его сын, Пьер Матисс, ставший галеристом, организовал выставку отца в Нью-Йорке, и в том же году художник получил премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы». В конце 1920 гг. Матисс активно сотрудничал с другими художниками, работал не только с европейцами – французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Он вернулся к занятию скульптурой, которое оставил в предыдущие годы. В 1930 г. коллекционер из США Альберт Барнс (1872–1951 гг.) заказал Матиссу настенную декорацию для своего частного музея. В том же году художник приехал на Таити, где работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнса. При создании панно «Танец II» (1932 г.) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы. На обратном пути с Таити в сентябре 1930 г. он посетил Альберта Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии (США) и принял его заказ на создание триптиха «Танец II» (1932–1934 гг.). В 1933 г. в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса. Во время масштабной работы по росписи фонда Барнса Матисс нанял в секретари молодую русскую эмигрантку, Лидию Николаевну Делекторскую (1910–1998 гг.), служившую для него также моделью. Но жена художника настояла на её увольнении, и она была уволена. Однако супруга всё равно подала на развод. Матисс остался один и попросил Лидию Делекторскую вернуться к обязанностям секретаря.

 



 
PR-CY.ru