МАТИСС Анри Эмиль Бенуа - Страница 5

В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы «Мост». 25 декабря 1908 г. в «Гран Ревю» были опубликованы его «Заметки живописца», в которых он сформулировал свои художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счёт простых средств. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854–1936 гг.), который в 1908 г. заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: «Танец» (1910 г.), «Музыка» (1910 г.) и «Купание, или Медитация» (последнее панно осталось лишь в эскизах). В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнажёнными людьми, символизировали природные стихии – воздух, огонь и землю (перед отправкой в Россию панно были выставлены в Париже). В связи с установкой картин, по приглашению С.И. Щукина, в 1911 г. Анри Матисс лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и тёплый приём. Отвечая на вопросы журналистов о своих впечатлениях о стране, он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблён в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что, наконец, попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую, что в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души». На деньги, заработанные от продажи своих картин русским предпринимателям и коллекционерам Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову (1871–1921 гг.), художник смог, наконец, окончательно преодолеть материальные затруднения. В 1909 г. Матисс оставил резиденцию на набережной Сен-Мишель в Париже и переехал в Исси-ле-Мулино, где купил дом и построил студию. В течение длительного времени члены его семьи служили для него моделями и исполняли все просьбы художника, например, дети должны были молчать во время еды, чтобы не нарушать концентрированности отца. После посещения большой выставки исламского искусства в Мюнхене, во время его второго путешествия в Германию в 1910 г., Матисс провёл два месяца в Севилье, на юге Испании, изучая мавританское искусство. В 1911 г. он отошёл от педагогической деятельности и полностью посвятил себя творчеству. В 1912 г. состоялась первая выставка Матисса в США, организованная Альфредом Штиглицом (1864–1946 гг.) в «Галерее 291», в Нью-Йорке. Уже в следующем году несколько картин Матисса попали на выставку «Армори Шоу» в Нью-Йорке и вызвали бурю негодования у консервативной американской публики. Тем не менее, произведения художника продолжали выставляться в США Уолтером Пачем, казначеем «Армори Шоу», с 1914 по 1926 гг. Примерно в это же время некоторые композиции Анри Матисса, по мнению многих критиков, были созданы художником под влиянием кубизма, что связывали с его дружбой с Пабло Пикассо. Матисс говорил, что оба художника, во время их встреч и бесед, много дали друг другу. При этом Пабло Пикассо брал на себя роль «адвоката дьявола», выискивая в произведениях Матисса слабые стороны. С 1911 по 1913 гг. художник дважды побывал в Марокко. Результатом этих путешествий, последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном (1879–1965 гг.), стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастировали друг с другом, как, например, в картинах «Бербер» (1913 г.) и «Арабская кофейня» (1913 г.).

 



 
PR-CY.ru