МАТИСС Анри Эмиль Бенуа - Страница 3

Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Антри Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем. В феврале 1902 г. он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейель (1865–1951 гг.). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В июне 1904 г. состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара (1865–1939 гг.), не имевшая, однако, большого успеха. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком (1863–1935 гг.) и Анри Кроссом (1856–1910 гг.), он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и неоимпрессионизм» Анри Матисс начал работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905 гг.). Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантизизма в пользу широких, энергичных штрихов. Лето 1905 г. он провёл с Андре Дереном и Морисом де Вламинком в Кольюре, рыбацкой деревне на Средиземном море. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. Вместе с Андре Дереном, Анри Матисс создал новый стиль, который вошёл в историю искусства под названием фовизма. Его картинам того периода характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм. Фовизм как направление в искусстве появился в 1900 г. на уровне экспериментов и был актуален до 1910 г., само же движение длилось всего несколько лет, с 1904 по 1908 гг., и имело три выставки. Движение фовизма получило своё название от небольшой группы единомышленников, художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка. Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Каждый из них имел своих последователей. Другими значительными художниками в движении были Жорж Брак (1882–1963 гг.), Рауль Дюфи (1877–1953 гг.), Кеес ван Донген (1877–1968 гг.) и Морис де Вламинк. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, который подтолкнул учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Снижение роли фовизма после 1906 г. и распад группы в 1907 г. никоем образом не повлияли на творческий рост самого Анри Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906 и 1917 гг. Когда осенью 1905 г. будущие фовисты впервые представили широкой публике свои работы на Осеннем салоне в Париже, их резкие, энергичные краски буквально потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Камиль Моклер (1872–1945 гг.) сравнил выставку с горшком краски, брошенным в лицо общественности. Другой критик, Луи Воксель (1870–1943 гг.), в рецензии «Донателло среди дикарей!», опубликованной 17 октября 1905 г. в газете «Жиль Блаз», дал художникам ироничное прозвище «фовистов», т.е. «дикарей». Матисс представил на выставке две работы, «Открытое окно» и «Женщина в зелёной шляпе». Критика Луи Вокселя была направлена, прежде всего, на картину «Женщина в зелёной шляпе». Коллекционер из США Лео Стайн, брат известных коллекционеров Майкла Стайна и Гертруды Стайн купил у художника эту картину за 500 франков. Скандальный успех повысил рыночную стоимость работ Анри Матисса, что позволило ему продолжить занятия живописью.

 



 
PR-CY.ru