Словарь по христианству М МИЛЛЕ Жан-Франсуа

МИЛЛЕ Жан-Франсуа

МИЛЛЕ Жан-Франсуа (1814–1875 гг.) – крупнейший представитель подлинно народного жанра в искусстве Франции XIX в. Родился Милле на побережье Ла-Манша близ Гревиля, в нормандской деревне Грюши, в зажиточной крестьянской семье. С детства приобщённый к сельскому труду, Жан-Франсуа смог учиться живописи только с 18-ти лет в ближайшем городе Шербуре у Мушеля, ученика Жака-Луи Давида (1748–1825 гг.), а затем у Ланглуа де Шеврейля, ученика Антуана-Жана Гро (1771–1835 гг.). В 1837 г. благодаря скромной стипендии, назначенной муниципалитетом Шербура, Милле приступает к учёбе в парижской Школе изящных искусств у популярного тогда исторического живописца Поля Делароша (1797–1856 гг.). Но привыкший к сельскому простору Милле одинаково стесняется академичного Делароша и Парижа с его шумом и суетой. Один только Лувр представлялся ему, по собственному признанию, «спасительным островом» среди города, казавшегося недавнему крестьянину «чёрным, грязным, прокопчённым». «Спасали» полюбившиеся произведения Андреа Мантеньи (около 1431 – 1506 гг.), Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.) и Николо Пуссена (1594–1665 гг.), перед которыми он чувствовал себя «как в родной семье», тогда как из современных художников привлекал один Эжен Делакруа (1798–1863 гг.). Обрести собственное творческое лицо в начале 1840 гг. Жану-Франсуа Милле помогают портреты немногих близких людей, исполненные в скромной сдержанной гамме, которые положили начало его углубленному постижению крестьянских обликов и характеров. Во второй половине 1840 гг. Милле вдохновляет общение с Оноре Домье (1808–1879 гг.) и барбизонцами, в особенности с Теодором Руссо (1812–1867 гг.). Но главным рубежом для творчества художника стала революция 1848 г. – того самого года, когда в Салоне была выставлена его картина «Веятель», воспринятая как творческая декларация. Летом 1849 г. Милле навсегда покидает Париж ради Барбизона и здесь, в окружении большой семьи, начинает возделывать землю в прямом и переносном смысле: утром работает в поле, а днём пишет картины из жизни земледельцев в мастерской, где разбросанные крестьянские вещи соседствуют с книгами и слепками шедевров Парфенона. «Богатырь с руками пахаря» (Роллан), он был признанным эрудитом во всём, что касалось эпической буколической поэзии, начиная с Гомера, Вергилия, Феокрита, любителем Гюго и Шекспира, а также философии Монтеня и Паскаля. Но своих «гомеровских» героев Милле ищет в повседневности, различая в самых незаметных из тружеников «истинную человечность». «С риском прослыть социалистом» берётся он за непопулярную и мало разведанную живописцами остросоциальную тему труда. Равнодушный к подробностям, свои сюжеты живописец выполняет обычно по памяти, производя строгий отбор и сводя воедино всю разнородность живых наблюдений. Посредством выразительной, почти скульптурной светотени, лепящей фигуры людей большими нерасчленёнными массами, и сдержанной мощи приглушённого колорита он стремится достичь обобщающей типизации героев в уверенности, что именно собирательный «тип есть самая глубокая правда в искусстве». Типизация Милле широкоохватна – от типической неподдельности профессионального жеста пахарей, пильщиков, дровосеков до выражения самой высокой поэзии труда. Это не просто работа, но жребий, судьба, притом в драматическом её аспекте – как вечное преодоление и борьба с обстоятельствами, с природой, с землёй.

 



 
PR-CY.ru