Словарь по христианству М МАКАРИЙ III аз-Заим

МАКАРИЙ III аз-Заим

МАКАРИЙ III аз-Заим – Антиохийский патриарх с 12 декабря 1647 г. по 12 июня 1672 г. (по иным данным – Евфимий IV, с 1631 г.). По происхождению араб из Алеппо (Халеб) в Сирии, во время крещения был назван Мелетием. Женился и в супружестве имел детей. Его родным сыном был Павел Алеппский (около 1627 – 1669 гг.), который был при нём архидиаконом и сопровождал отца в его в поездках. После смерти жены Мелетий был рукоположён в священники, а затем был возведён в сан митрополита Верии. В сан патриарха возведён в 1648 г., под именем Макария III. При нём русско-сирийские отношения пережили настоящий расцвет. Макарий III дважды посетил Россию. В своё первое путешествие был вместе с сыном Павлом в 1654–1656 гг.; участвовал в Московском соборе 1655 г. и в Московском соборе 1656 г. Это путешествие подробно описано Павлом Алеппским в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву» (книга стала одним из источников по истории церковной жизни, географии и культуре народов Восточной Европы и Средиземноморья). Задержавшись из-за свирепствовавшей в Москве моровой язвы в Коломне (август 1654 г. – январь 1655 г), Макарий III совершал службу в коломенских храмах и рукоположил многих священников и диаконов. Во второй раз в 1666 г. он принял участие в Большом Московском соборе 1666–1667 гг., который осудил и низложил патриарха Никона (1652–1666 гг.), куда Антиохийский патриарх был специально приглашён для суда над Никоном. В ходе Собора Макарий III выступил против Никона. Собор за канонические преступления изверг патриарха Никона из священства: по решению Собора, Никон стал простым монахом. На авторитет Макария III Никон неоднократно ссылался при обсуждении написания икон, перстосложения. Антиохийский патриарх явился одним из главных идеологов и участников церковных реформ в Московской церкви средины XVII в. В 1655–1656 гг. он проклял двоеперстие (анафема была принята поместным Собором Русской церкви). В 1667 г. анафема против двоеперстия и против древних русских чинов была повторена Макарием III на Большом Московском соборе. Вместе с Александрийским патриархом Паисием (1657–1665, 1668 – 1677/1678 гг.) и другими восточными иерархами Макарий III содействовал устранению канонических нарушений, связанных со статусом патриарха, которые существовали в практике Русской церкви; участвовал в выработке принципов взаимоотношений между светской и духовной властью, участвовал в избрании нового патриарха Московского Иоасафа II (1667–1672 гг.). Во многом из-за позиции восточных иерархов Собор анафематствовал «придерживающихся старых обрядов». Антиохийскому патриарху Макарию III (вместе с участвовавшим также в работе Собора Александрийским патриархом Паисием) удалось навязать чрезвычайно жёсткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые сделали раскол в Русской церкви фактически необратимым. Макарий III предпринимал эти путешествия с целью сбора средств для покрытия долгов Антиохийской церкви, положение которой было во время его правления очень бедственным. Он получил значительную финансовую поддержку из России, благодаря чему смог избавиться от долгов и развернуть масштабное строительство. Во время путешествия в 1654–1656 гг. из Дамаска (через Анатолию, Стамбул и Констанцу) в Москву дважды побывал на территории нынешней Украины, посетил Умань, Прилуки, Смелу, Чигирин и другие города, в июне 1654 г. встречался с гетманом Богданом Хмельницким (1596–1657 гг.).

 



 
PR-CY.ru