Словарь по христианству М МИХАИЛ V ибн аль-Маварди

МИХАИЛ V ибн аль-Маварди

МИХАИЛ V ибн аль-Маварди – Антиохийский патриарх (до 1523/1524 г. – после июля 1529 г.). В XIV в. в Восточном Средиземноморье началось стремительное возвышение новой державы – Османской империи. 29 мая 1453 г. османский султан Мехмед II Завоеватель (1432–1481 гг.) овладел Константинополем. В результате победоносных походов султана Селима I (1512–1520 гг.) турки уничтожили государство мамлюков. К середине XVI в. весь Ближний Восток и Северная Африка, а также большая часть Восточной Европы (в том числе весь православный мир, за исключением России и западнорусских земель в составе Литвы и Польши) оказались под властью османов. Территория Сирии, завоёванной османами в 1517 г., была разделена на несколько провинций (эялетов, пашалыков); лишь Горный Ливан с преимущественно христианским и друзским населением оставался полунезависимым от Высокой Порты. На четыре столетия территория Антиохийского патриархата вошла в состав Османской империи. В первые века существования Османское государство отличалось относительной веротерпимостью. Немусульманские подданные империи (православные, армяне, иудеи) были объединены в этно-конфессиональные сообщества (миллеты), которые обладали значительной автономией и возглавлялись своими духовными иерархами. Превратив Константинополь (Стамбул) в свою новую столицу, султаны сделали Константинопольского патриарха главой всего православного («римского», в смысле «византийского») миллета. Хотя Антиохийский патриарх, как и другие восточные патриархи, теоретически не потерял своих традиционных прав и после избрания получал султанский берат как глава православных христиан Сирии, в государственно-административном отношении он был подчинён Константинопольскому престолу и только через его посредство мог обращаться к верховным властям. Православные в Османской империи пользовались особыми привилегиями по сравнению с прочими немусульманскими конфессиями. Однако в реальной жизни эти права и привилегии постоянно нарушались османскими властями. В Сирии церковь облагалась множеством незаконных поборов, для скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или патриархов. Особенно страдали христиане в периоды политической нестабильности в империи, во время междоусобиц местных пашей, столкновений янычарских группировок, бедуинских набегов и городских бунтов.

 
PR-CY.ru