Словарь по христианству М МАКАРИЙ I

МАКАРИЙ I

МАКАРИЙ I – Иерусалимский епископ с 312/314 по 333/335 г., христианский святой, святитель; память  10 марта, 27 февраля/12 марта. Известен своим участием вместе с императрицей Еленой (около 250 – 330 гг.), матерью императора Константина I Великого (323–337 гг.), в поисках Истинного креста, проведёнными в Иерусалиме около 325 г. О его участии в поисках Креста рассказывает монах-летописец Феофан Исповедник (около 760 –818 гг.). Макарий I руководил сооружением храма Гроба Господня и умер в год его освящения. По преданию, запечатлённому церковным историком Руфином (V в.), именно Макарий I, когда в Иерусалиме при раскопках нашли несколько крестов, велел приложить их к больной женщине. Прикосновение одного из них повлекло исцеление, и этот крест был признан подлинным Крестом Христа, что вполне удовлетворяло критериям того времени. В наше время не только исцеление само по себе не признаётся историческим доказательством (это даже неплохо, поскольку свидетельствует об интеллектуальной зрелости), но и подлинный Крест Христа, если бы даже его нашли, не произвёл бы на суеверных людей такого впечатления, как в IV в. Относительно вступления Макария I на пост епископа Элии Капитолины (Иерусалима) существуют различные мнения; называются даты между 311 и 314 гг. После того, как ересиарх Арий (256–336 гг.) был изгнан из Александрии епископом Александром (313–328 гг.) в начале 320 гг., Макарий Иерусалимский был один из первых, к кому он обратился за поддержкой. В письме к Евсевию Никомидийскому (Константинопольскому архиепископу в 339–341 гг.), в котором Арий, в конце концов, нашёл единомышленника, александрийский пресвитер причисляет Макария I к числу «людей, неутверждённых в вере и еретичествующих». Но по свидетельству Александрийского епископа Афанасия Великого (около 298 – 373 гг.), это был искренний и праведный человек апостольского духа. В 325 г. Макарий I принял участие в Никейском (первом Вселенском) соборе, на котором зафиксировано его участие в двух церковных конфликтах. Первый (с Евсевием Кесарийским) был о старшинстве их кафедр, завершившийся принятием неопределённого седьмого канона Никейского собора. Второй (с Евстафием Антиохийским) по поводу вероисповедания, завершившийся совместным подписанием обоих иерархов Никейского Символа веры. В приписываемой Геласию Кизикскому (середина V в.) «Истории Никейского собора» рассказывается о нескольких диспутах между отцами и философами по поводу Ария. В одном из них Макарий I обосновывает сошествие Христа в ад. Умер он, как полагают исследователи, до Тирского собора 335 г., т.к. в числе его участников называется его преемник Максим (333/334 – 348 гг.). Останки Макария I, включая его голову, хранятся в часовне Святого Антония в Питтсбурге.

 
PR-CY.ru