МАРК - Страница 2

Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) – компиляцию Евангелий Матфея и Луки. По мнению исследователей, эти теории не выдерживают критики, т.к. первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Сама живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции. По версии, изложенной Ириной Сергеевной Свенцицкой (1929–2006 гг.), наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных Евангелий, отмечая сходство первых трёх, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в Евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» («Тайные писания первых христиан»). Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой – VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) – всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божьей: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. По мнению Иоанна Златоуста, Евангелия было написано в Александрии. Однако местом его написания обычно признаётся Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова («legion», «speculator» и т. п.). Против подлинности Евангелия не возбуждалось серьёзных возражений, за исключением 9–20 стихов последней 16 главы, носящих, по мнению некоторых критиков, печать позднейшего происхождения, тем более, что по свидетельству Евсевия, Иеронима и др. Евангелие от Марка в их время заканчивалось словами: «потому что боялись» (т.е. 8 стихом 16 главы). Заключительных стихов, говорят исследователи, нет в синайском и ватиканском манускриптах. Впрочем, говорят они, вопрос нуждается ещё в дальнейшем исследовании. О времени написания Евангелия от Марка свидетельства разноречивы: большинство относит его к середине I в., а Евсевий указывает точно и саму дату – 43 г.

 



 
PR-CY.ru