Словарь по христианству М МЕЛЕТИЙ IV

МЕЛЕТИЙ IV

МЕЛЕТИЙ IV (Еммануил Метаксакис) – папа и патриарх Александрийский, бывший митрополит Элладский и патриарх Константинопольский. Родился  21 сентября 1871 г. в селе Парсас на Крите и получил при крещении имя Иммануил. В 1889 г. поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 г. был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположён во иеродиакона. В 1900 г., после окончания богословского образования, Иерусалимский патриарх Дамиан Касатос (1897–1931 гг.) назначил его секретарём Священного Синода Иерусалимской патриархии. В 1908 г. тот же патриарх Дамиан изгнал Мелетия вместе с архимандритом Хризостомом, будущим Афинским архиепископом, из Святой Земли за «деятельность против Святого Гроба». В 1909 г. Мелетий посетил Кипр и здесь, вместе с двумя другими православными священнослужителями, вступил в ряды английской масонской ложи. В 1910 г. он становится митрополитом Китийским на Кипре. После смерти 13 ноября 1912 г. патриарха Константинопольского Иоакима III (1878–1884, 1901–1912 гг.) Мелетий выдвигал свою кандидатуру на Константинопольский престол, но Священный Синод решил, что «с канонической точки зрения» он «не может быть зарегистрирован как кандидат на патриарший престол в Константинополе». Затем Мелетий пытался стать Кипрским архиепископом, но его снова постигла неудача, во многом обусловленная его нескрываемыми политическими амбициями и модернизмом. В 1916 г. он уезжает в Грецию, где (при поддержке своего родственника, также масона, Елевферия Венизелоса), находившегося во главе греческого правительства, становится в 1918 г. митрополитом Афинским. Когда в 1920 г. Венизелос проиграл выборы в Греции, Метаксакис был смещён с престола. На протяжении всей своей деятельности Мелетий проявил себя как крайний «венизелист» – приверженец анти-монархического курса на сближение с либеральными режимами, модернизма, и националистического экспансионизма. Будучи ещё митрополитом Афинским, Мелетий с группой единомышленников посетил Великобританию, где вёл переговоры о единстве между Англиканской и православной церквами. Тогда же Мелетий основал и так называемую «Греческую Православную Архиепископию в Северной Америке» – первую параллельную юрисдикцию в среде православных в Северной Америке, находившихся до этого под управлением Русской православной церкви. Его действие стало первым в ряду последующих размежеваний по этническому принципу, когда различные группы в Америке выходили из подчинения Русской церкви, терзаемой внутренними раздорами, и обращались к своим национальным церквам. В феврале 1921 г., после изгнания с кафедры, Мелетий снова отбыл в Америку. Святитель Николай (Велимирович), также находившийся в США в связи с разладом в жизни православных, в отчёте Архиерейскому Собору Сербской православной церкви от 13/26 июня 1921 г. сообщал: «Митрополит Мелетий считает, что по каноническим правилам, верховный надзор над Церковью в Америке должен принадлежать патриарху Константинопольскому. Он апеллирует к канону 28 IV Вселенского собора, согласно которому все церкви в странах «варварских» принадлежат юрисдикции патриарха в Константинополе. Эта юрисдикция, по его мнению, была бы скорее почётной, а реальнее проявлялась бы только в случаях апелляции одной из недовольных сторон. Такое истолкование данного канона, по утверждению церковного историка священника Срболюба Милетича, было беспримерным в истории Константинопольской Церкви и явилось одним из нововведений Мелетия».

 



 
PR-CY.ru