МИНА

МИНА – Константинопольский патриарх в 536–552 гг., святитель, святой; память 25 августа. Был пресвитером в Константинополе и надзирателем за странноприимным домом преподобного Сампсона Странноприимца (ум. в 530 г.), в царствование Юстиниана I Великого (527–565 гг.). После низложения монофизита Анфима I (535–536 гг.) пресвитер Мина (александриец по происхождению) был возведён на патриарший престол Константинополя (13 марта 536 г.) как достойный епископства за свою высокую добродетель и твёрдое исповедание православия. Рукоположение совершил находившийся тогда в Константинополе папа Римский Агапит I (535–536 гг.). Мине предстояло решение вопроса об Анфиме I, т.к. папа Агапит I вскоре умер. Поэтому сразу после его восшествия на престол состоялся Собор (в мае–июне), отлучивший Анфима I и его последователей. Антиохийцу Севиру пришлось убраться из Константинополя, а Анфим остался не у дел. Затем (в 543 г.) император Юстиниан I обнародовал свой эдикт против учения Оригена (около 185 – 254 гг.), для опровержения которого был собран ещё один Собор. Согласно житию, во время патриаршества Мины в Константинополе произошло чудо, ставшее широко известным всему городу. Один еврейский мальчик вошёл с другими детьми в церковь и причастился Святых Таин. Дома он рассказал об этом своему отцу. Тот в страшном гневе схватил ребёнка и бросил его в раскалённую печь (отец его был стеклодувом). Жене своей он ничего не сказал. Мать три дня со слезами искала сына, громко его звала, и, наконец, на третий день он отозвался ей из раскалённой печи. Она с трудом вытащила оттуда ребёнка, который был невредим. Мальчик рассказал, что к нему приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. Об этом случае стало известно патриарху Мине и императору Юстиниану I. Мальчик и его мать приняли крещение, но отец ребёнка не захотел раскаяться, несмотря на великое чудо, которому он был свидетелем. Тогда император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни. Патриарх Мина правил Константинопольской церковью 16 лет. К концу его правления стал разгораться спор вокруг учения трёх учителей Сирийской церкви Феодора Мопсуэстийского (около 350 – 428 гг.), Феодорита Кирского (393 – около 458 гг.) и Ивы Едесского (ум. в 457 г.) – так называемых «Трёх Главах». Мина подписал императорский указ, осуждавший это учение, за что папа Римский Вигилий (537–555 гг.) вначале отлучил его, но вскоре сам принял императорский указ, и общение было восстановлено. По приказанию императора патриарх Мина собирал подписи у подведомственных ему епископов обширного Константинопольского диоцеза, обнимавшего собой Асию, Понт, Фракию и Иллирик. Как только стало известным распоряжение патриарха о подписях, к нему явился римский апокрисиарий диакон Стефан, укорял его за данное императору согласие и объявил, что не может оставаться с ним в церковном общении. В то же время епископы диоцеза обратились к апокрисиарию с жалобами на патриарха, что он вынуждает их дать согласие на эдикт, и просили Стефана убедить Мину взять своё согласие назад, а если это будет безуспешно, то упросить Римского епископа встать против указа. Апокрисиарий Стефан, собрав большое количество документов, отправился к папе Римскому, ехавшему, по императорскому приказанию, в Константинополь. Епископ Медиоланский Датий и Факунд Гермианский из Африки, находившиеся в Константинополе, также прервали общение с Миной. Когда вести о новом указе и происходящем на Востоке церковном волнении достигли Запада, диаконы Римской церкви Анатолий и Пелагий обратились к учёному диакону Карфагенской церкви Фульгентию Ферранду с просьбой подробно разобрать императорский указ.

 



 
PR-CY.ru