МАКСИМИАН

МАКСИМИАН – Константинопольский архиепископ с 25 октября 431 г. по 21 апреля 434 г. Служение Максимиана пришлось на время смуты, последовавшей за Эфесским собором 431 г. Значительная доля паствы и восточных епископов ушли в несторианство. Патриарх Несторий (428–431 гг.) был предан анафеме духовенством. Император Феодосий II Младший (408–450 гг.) возненавидел его всей тупой ненавистью бесхарактерного человека за то, что с его именем соединялись воспоминания о неудаче на Соборе, и затыкал уши, когда при нём говорили о Нестории. Он упрекал восточных епископов за то, что они совершают богослужения, а когда они отвечали просьбой, чтобы запрещено было совершать богослужения и их противникам, то отговаривался тем, что он «не может приказывать епископам». В короткое время император издал два противоречащих указа. Одним он распустил Собор, другим увольнял из Эфеса всех, заявляя перед всеми, что, пока жив, не может осудить восточных, потому что их перед ним ни в чём не обвинили, и просил епископов позаботиться о восстановлении мира церкви. Восточные епископы отправились в свои епархии, а их противники между тем вошли в Константинополь. С согласия императора они рукоположили в столичного епископа некоего Максимиана, человека практического благочестия, но другими качествами не выдававшегося (историки часто называют его «бесцветным»). Император, воображая, что он вполне беспристрастен, обратился к своему новому архипастырю с вопросом: что же делать для восстановления церковного мира? Со стороны Максимиана возможен был только один ответ: пусть восточные предадут анафеме нечестивое учение Нестория, признают его низложенным и примут определения Вселенского собора (это указание и стало программой Феодосия). Император распустил Собор, не утвердив его, не решив прямо, которая сторона представляет собой голос вселенской церкви. Между тем Максимиан низложил четырёх митрополитов, стоявших на стороне восточных (Дорофея Маркианопольского, Имерия Никомидийского, Евфирия Тианского и Элладия Тарсского). Император, со своей стороны, решил заняться восстановлением мира церкви и этой целью отправил в Антиохию (а затем и в Александрию) трибуна и нотария Аристолая, и восточные были вынуждены заняться выработкой условий для воссоединения с церковью. Вначале епископы восточных церквей (Тарс, Антиохия и др.) отказались признать старшинство Максимиана, и тому пришлось вести длительную дипломатию, в итоге увенчавшуюся победой: восточные епископы признали и его избрание, и низложение Нестория. Считается, что он объединил восточные церкви после разгрома несторианства. Максимиан мирно скончался в Великий четверг 12 апреля 434 г. Из письменных источников сохранился единственный текст – послание к Кириллу Александрийскому (412–444 гг.). Православная церковь отмечает память Максимиана 21 апреля (по юлианскому календарю). Он изображается «типа римскаго, более средних лет, волосы кудрявы, с малой проседью, борода большая, густая, длинноватая; в фелони и омофоре». Исследователи отмечают, однако, что на широко известной мозаике VI в. из церкви Сан-Витале рядом с императором Юстинианом I Великим (527–565 гг.) изображён не Константинопольский архиепископ Максимиан, а Максимиан, епископ Равенны в 546–556 гг.

 
PR-CY.ru