МОНОФИЗИТСТВО - Страница 8

Они нашли убежище в Египте, где монофизитство вскоре распалось на две главные секты. Севириане (иначе феодосиане), более умеренные, настаивая на единой природе Христа, допускали в ней различие божеских и человеческих свойств и признавали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленной. Поэтому противники называли их тленнопоклонниками. Другая секта – юлианисты (иначе гайянисты), последователи бежавшего в Египет епископа Юлиана (471–475; по другим данным 466–474 гг.) утверждали, что тело Христово нетленно с самого воплощения, и что явления Его земной жизни были только видимостью (поэтому противники их называли нетленнопризрачниками, или фантазиастами). Эта секта распадалась далее на ктиститов, утверждавших, что тело Христово, хотя и нетленно, однако создано, и актистов, с большой последовательностью заключавших, что оно, будучи нетленно, должно быть признано и несозданным. Третья секта монофизитов учила, что природа Христа (как безусловно единая) не имеет в себе никаких свойств или качеств от человечества (ниобиты – от Стефана Ниобея); четвёртая, состоящая из последователей Александрийского патриарха Дамиана (578–607 гг.), утверждала, что общая лицам Святой Троицы единая божественная сущность имеет самостоятельную действительность (их называли тетратеисты – четверобожники). Православного Александрийского патриарха по-прежнему признавала лишь небольшая часть египтян греческого происхождения. Что касается коренных жителей этой провинции – коптов, то они избирали своего коптского патриарха. Коптская церковь объединяла до 5 млн. христиан в Египте и большинство эфиопов. Ту же картину исследователи наблюдают и в других восточных провинциях. Так, в середине VI в. Иаков Барадей (Цанцал; ум. в 587 г.), объединив всех монофизитов Сирии и Палестины, образовал здесь независимый от Константинополя патриархат (от него тамошние монофизиты получили прозвание иаковитов). Он стоял во главе сирийских монофизитов в течение 37 лет, а с 541 г. имел сан Эдесского епископа. Ещё раньше отпала армянская церковь, вообще не признавшая Четвёртого Вселенского собора. Там утвердился независимый глава церкви – каталикос всех армян. Когда в середине VII в. большую часть восточных провинций завоевали арабы-мусульмане, эти церкви окончательно отпали от Константинополя (они получили название – Нехалкидонские церкви). К ним относятся: Армянская апостольская церковь, Эфиопская ортодоксальная церковь и Коптская церковь. Конечно, папа Римский Лев I Великий был недоволен определёнными привилегиями, выделенными константинопольской церкви Халкидонским собором. Ведь он, как и его предшественники, стремился к верховенству римской церкви над остальными. В 445 г. он уже добился от императора Валентиниана III рескрипта о подчинении епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона по всей Западной римской империи. Но разрыв между Западом и Востоком всё больше углублялся (см. также Монофелитство, Нехалкидонские церкви, Докетизм, Яковитская церковь, Коптская церковь, Эфиопская церковь, Секты монофизитские).



 
PR-CY.ru