МОНОФИЗИТСТВО - Страница 7

В Сирии после смерти Петра Суконщика вождём монофизитов стал епископ Филоксен, который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (ими, например, был замучен до смерти в своём кафедральном храме антиохийский патриарх), а после Филоксена антиохийским патриархом-монофизитом стал Севир (512–518 гг.). И в самом Константинополе также происходили постоянные смуты вследствие того, что императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов. При императоре Анастасии I Дикоре (491–518 гг.) дело дошло до открытого восстания народа в защиту патриарха Македония II (495/496–511 гг.), которого император принуждал к соглашению с ересью. При нём же формируются партии «зелёных» и «голубых», и на ипподроме чаще радом с политическими ставятся догматические и церковные лозунги. Хотя народ высоко ценил Анастасия как бережливого и острожного василевса, но ему не удалось удержать в состоянии равновесия церковные интересы. Патриархи его времени Евфимий (489–495 гг.) и Македоний подписали генотикон, но сильная монашеская партия, в конце концов, перетянула их на сторону Халкидонского собора. Они были лишены кафедр и оказались страдальцами за веру. Но в то время как патриархов тянуло к Западу, император склонялся к монофизитству. Пламенные ревнители ереси Севир Антиохийский и Филоксее Иерапольский, а также толпы сирийских монахов заявляют требование об отмене Халкидонского собора. При преемнике Македония Тимофее I (511–518 гг.) в храмах стали петь «Святый Боже» с монофизитской прибавкой «распятый за нас». Монахи устроили демонстрацию. Народ на ипподроме приветствовал их и проклинал царя. Начались пожары, убийства. Три дня мятеж потрясал столицу. Анастасий был близок к отречению. При таких обстоятельствах в качестве спасителя православия на сцену выступил комит федератов Виталиан, через посредство которого король остготов Теодорих (493–526 гг.) – арианин по религии, действовал против монофизитствующего константинопольского правительства. Виталиан имел в столице свою партию, в рядах которой стояли «монахи, духовенство и миряне». Три раза – два раза по суше и один раз со стороны моря – он грозил самому существованию Византии. В число своих требований он включал созыв нового Собора с участием Рима. После смерти Анастасия Виталиан и его партия оказались господами положения. Династия Юстиниана получила корону из его рук и приняла обязательство прекратить разрыв с Римом и вести войну с монофизитством. Немедленно после вступления на престол Юстина I (518–527 гг.) в храме св. Софии состоялась демонстрация, потребовавшая, чтобы в диптихи были внесены имена Евфимия, Македония и папы. Патриарх Иоанн Каппадокиец (518–520 гг.), ставленник Анастасия, был вынужден на унижение своего достоинства перед послами папы. Но монофизитство такими мерами победить было трудно; оно потрясало всё правление Юстиниана и его ближайших преемников (об отношении императора Юстиниана к монофизитству см. «Три главы»). Переговоры с папой Гормиздом начались при императоре Анастасии, но закончились в лишь в 519 г. Давнишнее требование Рима исключить из поминальника константинопольской церкви имя патриарха Акакия, впервые утвердившего генотикон, было исполнено, авторитет Халкидонского собора восстановлен, а монофизитские иерархи на Востоке во главе с Севиром низложены.

 



 
PR-CY.ru