МОНОФИЗИТСТВО - Страница 5

Это столкновение оказалось выгодным для Константинопольского патриарха. Образ действий Диоскора раскрыл Риму глаза на опасность, наступлению которой содействовали предшественники папы Льва I Великого, и здесь лежит ключ к пониманию поворота в политике Рима на Восток. Как только обозначилось расхождение интересов Рима и Александрии, тотчас вскрылись глубокие догматические различия, на которые предшественник Льва, папа Целестин I (422–432 гг.), не обращал внимания. Александрийский епископ Диоскор, возглавивший движение монофизитов, говорят, до восшествия на александрийскую кафедру отличался «высоким» (т.е. благородным, незлобивым) характером, а после того, как стал епископом, заметно изменился. Это свидетельствует о том, что в качестве епископа он должен был решать не проблемы личного спасения, а проблемы всей александрийской епископии (иначе на кафедре он продержался бы недолго). То же самое исследователи говорят и в отношении западной церкви, экономические связи которой с Востоком быстро ослабевали. Там так же, как и на Востоке, епископии представляли собой самостоятельные хозяйствующие субъекты с преобладанием не торгово-ремесленных отношений, а земельных. Созданная в конце V в. империя Хлодвига I (481–511 гг.) по времени почти совпадает с кратким расцветом Восточной Римской империи при Юстиниане I Великом (527–565 гг.). Это свидетельствует о том, что желаемое и возможное пока не совпадают: приходилось считаться с экономическими процессами. Так, император Лев I Великий попытался добиться примирения церкви с монофизитами, чтобы расположить к себе житницы – провинции Востока, но не нашёл поддержки у церкви. Это же хотел сделать и узурпатор – император Василиск I, но конфликт разгорался. Временно занявший престол Василиск издаёт энциклику, в которой признаёт только символ 318 г., а послания Льва и все постановления на Халкидонском соборе повелевает сжечь. Он был низложен Зеноном (474–491 гг.), который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между православием и монофизитством. С этой целью в 482 г. им был издан объединительный указ – генотикон. Данный указ, не касаясь вопроса по существу, предписывал всем держаться тех прежних вероопределений, в которых были согласны обе спорящие стороны, а именно определений трёх первых Вселенских соборов, запрещая всякие дальнейшие споры и догматические определения, чем по существу осуждался Халкидонский собор. Однако этот указ не только не объединил спорящих, но и произвёл ещё другое разделение – между римской и византийской церквами. Показателен и тот факт, что догматические споры этого времени со ссылкой на авторитет апостолов и Священного Писания уже не в состоянии были осуществить хоть какой-то порядок как на Западе, так и на Востоке империи. Поэтому император Феодосий II Младший (408–450 гг.) с целью наведения порядка и законности в империи в 438 г. обнародовал «Сборник законов и правил» («Кодекс Феодосия»), который сразу был принят и на Западе. Кроме того, ещё в 425 г. он основал в Константинополе Высшую школу, где преподавалось христианское вероучение. По замыслу императора эта школа должна была стать подобием знаменитой Афинской школы дохристианских философов. Однако эта инициатива не принесла ожидаемых результатов, а император мог удержать свою власть лишь в той мере, в какой способен был лавировать между разными политическими группировками, использующими религиозные догмы в качестве средств достижения своих целей.

 



 
PR-CY.ru