МОНОФИЗИТСТВО - Страница 3

Заседания Собора были шумными и беспорядочными. Диоскор изгнал всех протоколистов, кроме тех, что принадлежали к его партии, и приступил к суду над Флавианом. Епископы без долгих рассуждений признали вероисповедание Евтихия православным. Всех, кто осмеливался говорить о двух естествах Иисуса Христа, прямо обвинили несторианами. Диоскор грубо провёл решение о низложении Флавиана. По его требованию в зал вошёл проконсул Азии, сопровождаемый солдатами. Те епископы, которые отказывались подписывать осуждение Константинопольского архиепископа, были принуждены к этому угрозами, ругательствами и даже побоями. Самого Флавиана фанатичные монахи били по лицу, бросили на пол и топтали ногами (он умер через несколько дней по пути к месту своего изгнания). Епископ Евсевий был низложен и заключён в тюрьму, однако сумел бежать и нашёл убежище в Риме. Собор осудил Флавиана и оправдал Евтихия. Папский легат заявил формальный протест и бежал в Рим, где папа Лев I немедленно созвал Собор местных епископов и осудил постановления Эфесского собора, объявил Диоскора отлучённым от церкви, а всё сделанное в Эфесе – недействительным. Диоскор, вернувшись в Александрию, в свою очередь, предал анафеме папу Льва. Созванный императором в Эфесе Собор вошёл в историю под названием «разбойничий» (это название дал ему папа Римский Лев I Великий). Но император Феодосий II утвердил его решение. Торжество Диоскора на Востоке было полное. На константинопольскую кафедру он возвёл своего представителя Анатолия (449–458 гг.). По обычаю каждый патриарх при своём утверждении посылал уведомительные письма всем своим главным собратьям во Христе. Папа воспользовался этим и потребовал, чтобы новый патриарх изъявил согласие с его «Догматическим посланием», в котором его воззрения опирались на принятое в западном богословии в качестве канонического определение Тертуллиана (155/165 – 220/240 гг.): «Мы не сможем победить виновника нашего падения и смерти, если бы Христос не воспринял нашего естества». Для Анатолия исполнение требования папы означало бы разрыв с Александрией. Императору Феодосию при таких условиях предстояло капитулировать и переменить церковную политику, но он в 450 г. умер. Насильственные и беззаконные действия Диоскора вызвали возмущение во многих поместных церквах. Со всех сторон раздавались требования о созыве нового Вселенского собора. На Востоке это предложение поддержала сестра императора Пульхерия. После смерти Феодосия II она вступила в брак с военачальником Маркианом и провозгласила его императором (450–457 гг.). По его распоряжению в 451 г. в Халкидоне собрался новый церковный Собор, который именуется Четвёртым Вселенским. На нём присутствовало 630 епископов. Руководил Собором сторонник Диоскора Анатолий. Возбуждение на Соборе, по воспоминаниям очевидцев, было большое. Спорившие епископы обменивались «простонародными и неприличными восклицаниями». Собор начал свою работу с разбора решений Эфесского, осудил Диоскора и низложил его почти единогласно. Затем епископы осудили и Евтихия, хотя о присутствии его самого на Соборе не упоминается, фактически не упоминалось там даже его имя. Собор принял догматическое послание папы Римского как выражение православной истины и в согласии с ним составил определение, по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и после воплощения в двух природах неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси. Иначе говоря, Христос есть единое «Я» с единым самосознанием. «Я» человеческое в Нём тождественно с «Я» Бога-Слова. Но это тождество надо понимать не в том смысле, что «Я» человеческое подавлено «Я» Бога, а в том, что им положена основа для этой личной жизни. Человеческая жизнь во Христе есть полная личная жизнь. Этим исповеданием осуждались как несториане, так и монофизиты.

 



 
PR-CY.ru