МОНОФИЗИТСТВО - Страница 2

Получалось, что хотя Христос рождён из двух природ или естеств, но пребывает не в двух, т.к. в акте воплощения неизречённым образом из двух стало одно, и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может отличаться от божественной. Таким образом, новая ересь определилась как противоположная крайность незадолго перед тем осуждённому несторианству, которое стремилось к полнейшему обособлению или разграничению двух самостоятельных природ во Христе, допуская между ними только внешнее или относительное соединение или обитание одного естества в другом. Тем самым нарушалось личное или ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единства против Нестория, Кирилл Александрийский допустил в своей полемике неосторожное выражение «единая природа Бога-Слова, воплощённая», что самим Кириллом было разъяснено в православном смысле, но после смерти Кирилла его фанатическими сторонниками это выражение истолковывалось в смысле исключительного единства Божественной природы, несовместимого (после воплощения) с сохранением действительной человечности. Такой взгляд вначале укоренился в Египте, но не вызывал подозрения в ереси. И только мало учёный, но популярный среди монахов и при дворе Евтихий, твёрдо стоявший за свои убеждения на Соборе, сделал эту несуразность очевидной. Он был лишён своего настоятельства и священнического сана, отлучён от церкви. Поскольку монахи отказались признать осуждение своего архимандрита, то архиепископ Флавиан запретил им совершать литургию, а потом вообще отнял у них имения. Евтихий не смирился с этими постановлениями и стал рассылать письма к церковным иерархам во все концы империи, жалуясь на несправедливость и настаивая на созыве нового Вселенского собора. Его письма нашли живой отклик, прежде всего, в монашеской среде, а также в тех областях империи, где особенно остро проходила борьба с несторианством. Флавиан сообщил о решении Собора папе Римскому Льву I Великому (440–461 гг.), а Евтихий, после безуспешной жалобы в Рим, нашёл себе опору в императоре Феодосии II Младшем (408–450 гг.), через его влиятельного евнуха Хрисафия, и в преемнике Кирилла на александрийской кафедре – Диоскоре (444–451 гг.). Египетские христиане безусловно разделяли новое учение, много сторонников было у него и в других восточных областях. Этих последователей Евтихия стали называть монофизитами («единоестественниками», т.е. исповедующими во Христе только одно естество). Даже при дворе у них была сильная партия во главе с императрицей Евдокией. Сторонники монофизитства исходили из того, что Иисус Христос, хотя и рождён из двух природ – божественной и человеческой, но пребывает не в двух, а в одной. Объясняли они это тем, что в акте воплощения неизречённым образом две природы в одну, и человеческая природа Христа стала лишь принадлежностью Его божественной природы, утратив всякое собственное существование. Сам Евтихий, лишь по чистой случайности оказавшийся в центре религиозной борьбы, не имел ни сил, ни способностей для того, чтобы возглавить партию своих единомышленников. Поэтому настоящим главой монофизитов стал александрийский епископ Диоскор – личность противоречивая и неоднозначная. До своего возвышения на кафедру он был, говорят, человеком смиренным, но впоследствии оказался буйным, жестоким, хищным и безнравственным. Пользуясь благосклонностью двора и особенно покровительством евнуха Хрисафия, имевшего безграничное влияние на императора Феодосия II, Диоскор добился права председательствовать на собранном в 449 г. в Эфесе церковном Соборе. Монофизиты с самого начала имели в Эфесе значительный перевес. Диоскора сопровождала большая свита монахов. Его единомышленник Варсума, настоятель одного из сирийских монастырей, также приехал на Собор во главе тысячи монахов, готовых оказать давление на епископов.

 



 
PR-CY.ru