МОНОФЕЛИТСТВО - Страница 3

Вступивший в это время на иерусалимский престол Софроний обнародовал соборное послание против учения о едином действовании, в котором говорилось, что действования характеризуют не ипостась, а естества, которых во Христе два. Он пытался убедить и папу Гонория I (625–638 гг.), но тщетно. Папа вновь писал Сергию, что совершенно напрасно рассуждать об одном или двух действованиях, и убеждал Кира не говорить о двух волях. Император, желавший оставаться православным (а главное опасавшийся возбуждения новых смут) был недоволен исходом своего предприятия. Для его успокоения Сергий прибёг к новой примирительной комбинации, изложение которой, написанное им в 636 г., было в 638 г. издано от имени императора под названием экфесис (изложение веры). Здесь формула о единой энергии объявлялась необязательной, и споры об этом запрещались (поскольку хотя это выражение и встречается у некоторых Отцов церкви, но многих приводит в смущение и возбуждает опасение за два естества Христа). При этом утверждалось как безусловная истина, что во Христе при двух естествах существует только одна воля, одно хотение. С этого момента монофелитство вступило в стадию монофелитства в собственном смысле. Монофелиты пользовались против православия смешением двух понятий: воли как естественного акта духовной природы и воли как личного нравственного решения. Ясно, что у Христа как абсолютно безгрешного при двух естественных хотениях могла быть только одна нравственная воля (как это изображено в евангельском повествовании о душевной борьбе в Гефсиманском саду). Эта теория была опровергнута Максимом Исповедником, который показал, что воля в смысле естественного и действительного хотения есть непременное выражение духовной природы, и что, следовательно, у двух природ одной воли (в этом значении) быть не может. Но многие православные, не искусные в логике и диалектике, были запутаны двусмысленностью терминов и утверждением монофелитов, что признавать во Христе две воли означало признавать в Нём добрую и злую волю. С этой стороны представил дело и патриарх Сергий в своём письме к папе Гонорию, который в ответном письме утверждал, что во Христе без сомнения одна воля – благая, согласная с божеством, и что весь этот вопрос поднят напрасно (впоследствии монофелиты стали ссылаться в свою пользу на авторитет Гонория, осуждённого на Константинопольском соборе 680 г.). В год обнародования экфесиса умерли Сергий и Гонорий, а преемник Сергия Пирр I (638–641, 654 гг.) подписал экфесис. То же сделал Кир Александрийский. Но папа Иоанн IV (640–642 гг.) созвал в 641 г. Собор, на котором было решено потребовать отмены экфесиса. Ираклий I в том же году умер, а утвердившийся на престоле его внук Констант II (641–668 гг.) не был склонен менять политику деда. Между тем формула Ираклия вместо примирения вызвала ещё большие раздоры, главным поприщем которых стали Константинополь и Рим, т.к. Египет, Сирия и Палестина были тем временем завоёваны арабами и в значительной мере обращены в ислам.

 



 
PR-CY.ru