МОНОФЕЛИТСТВО - Страница 2

Другими словами, Христос, если признавалось в Нём единство воли, не имел подлинной свободы, и своеобразие человеческого не оттенялось в Нём с достаточной силой. Таким образом, согласно учению монофелитов, Иисус Христос имел две природы – божескую и человеческую, но единую волю (отсюда и название – «единовольческая ересь»). При этом монофелиты призывали отличать природу Христа от Его действенности (энергии). Христос обладает двумя природами, но энергия в Нём присутствует одна – так называемая богомужняя действенность – выражение, встречающееся в сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, получивших с середины VI в. большой религиозный авторитет. Монофелитство в своём развитии прошло два этапа: моноэнергетизм («единое действование») и собственно монофелитство. Первая стадия была пройдена уже в VI в.: на этот путь вступил Север Антиохийский (ум. в 543 г.). Исходя из убеждения всех монофизитов, что нет естества без особой ипостаси, он признавал одно естество, одну ипостась, одно действование у Христа, у Бога Слова, воплотившегося ради нас, единого и нераздельного («нераздельным пребывает в действование»). Эти мысли усвоил и патриарх Сергий, родом сириец, и предпринял подготовительные меры к унии в интересах восточных окраин и Египта; возможно, что он с самого начала действовал по уговору с императором. Сергий знал, что в Александрии уже в конце VI в. были выдвинуты новые монофизитские лозунги, и завязал отношения с моноэнергистами. В то же время он состоял в переписке с последователем Павла Чёрного Георгием Арсой, одним из преемников Севера Антиохийского, и просил его собрать доказательства в пользу единой воли. Об этой переписке узнал Александрийский патриарх Иоанн V Милостивый (609/610–619/620 гг.) и хотел принять меры против Сергия, но завоевание Египта персами в 619 г. этому воспрепятствовало. Когда Ираклий I в 622 г. находился в Армении, он вступил в переговоры с выдающимся северианином Павлом Одноглазым и пытался привлечь его к православию. Однако попытка не удалась, и против Павла был издан указ, в котором осуждалось учение о двух действованиях во Христе после соединения. Сношения Ираклия с митрополитом Фазиса Киром во время экспедиции в Лазику в 626 г. были дальнейшей ступенью в ходе дел. Кир вступил в переписку с Сергием, который обращал внимание на то, что в «Догматическом послании» папы Льва I Великого (440–461 гг.) нет речи о двух действованиях, и препроводил Киру послание Константинопольского патриарха Мины (536–552 гг.) к папе Вигилию (537–555 гг.) при Юстиниане, где речь идёт о «единой воле Христа и о едином животворящем действовании». Кир встал на сторону унии и в 631 г. стал Александрийским патриархом, присоединив в 633 г. египетских монофизитов к церкви на основе формулы, которая содержит все боевые монофизитские термины: «единое Бога Слова естество воплотившееся», «единое богомужное действование» и различение естеств «лишь в умозрении». То же удалось Сергию по отношению к Фаранскому епископу в Аравии Феодору, и тот же результат был достигнут в Армении на Соборе в Карине-Эрзеруме. В 634 г. Ираклий ведёт переговоры с Антиохийским патриархом Афанасием и тоже, по-видимому, успешно. Защитниками строгого православия на Востоке выступили только два монаха: Максим Исповедник (580–662 гг.) и Софроний (около 560 – 638 гг.), вскоре ставший Иерусалимским патриархом (634–638 гг.). Они разъясняли православным, что учение о единой энергии есть замаскированное монофизитство, т.к. естество помимо своей энергии есть только отвлечённое понятие или имеет бытие мысленное, а не реальное, и, следовательно, два естества при единой энергии сводятся на деле к одному. Софроний пытался вступить в состязание вначале с Киром, а затем с Сергием, но патриарх ответил отказом и убеждал Кира уклоняться от бесполезных словопрений. Софроний временно умолк, а Сергий тем временем получил от Ираклия требование прислать послание Мины с указанием на моноэнергизм (Сергий убеждал императора не вдаваться в излишние изыскания).

 



 
PR-CY.ru