Словарь по христианству М МОНОФЕЛИТСТВО

МОНОФЕЛИТСТВО

МОНОФЕЛИТСТВО (от греч. «один» и «воля») – еретическое направление в христианстве, возникшее в начале VII в. и вызвавшее большое потрясение. Монофелитское движение было естественным продолжением монофизитских споров, временно приглушённых императором Юстинианом I Великим (527–565 гг.) и направленных по чуждому для них руслу (см. Монофизитство, Генотикон, «Три главы»). Собор 553 г. и вообще политика Юстиниана никого не удовлетворяли. Верхняя и западная Италия заявила протест. На Востоке возбуждение также было сильным, особенно во время поднятого в последние годы жизни императора спора о том, страстно или бесстрастно было тело Христа. Император Юстин Младший (565–578 гг.) был вынужден для охлаждения оппозиции издать указ вроде генотикона императора Зенона (474–491 гг.). После различных оговорок указ признавал «единое естество Бога Слова воплотившееся» – формулу Аполлинария Лаодикийского, младшего (около 310 – около 390 гг.), усвоенную и популяризованную Кириллом Александрийским (376–444 гг.) под именем Афанасия Великого (около 298 – 373 гг.), и допускавшего различие естеств только в умозрении. Приводить в порядок это расстроенное наследство пришлось в VII в., когда персы, а потом арабы угрожали смести Восточную империю. Византийские императоры, верные идее единой государственной церкви, не могли примириться с отторжением монофизитов в Египте, Сирии и Армении и постоянно старались посредством различных компромиссов восстановить церковное единство. Но все попытки рушились, главным образом, из-за невозможности для православных сделать существенную уступку – отказаться от авторитета Халкидонского собора (451 г.) и от формулы двух пребывающих во Христе естеств. Самые сильные удары были нанесены в правление императора Ираклия I (610–641 гг.), который в поисках опоры привлекает религию на служение государственным интересам, стараясь уступками прикрепить к империи окраины, почти оторванные от неё религиозными распрями, поэтому монофелитство на первый взгляд представляется исследователям окрашенным в чисто административный цвет: во время других религиозных движений правительство идёт за борющимися партиями и принимает сторону одной из них, чтобы потеснить другую, но здесь оно ведёт их по пути, им самим проложенному. Однако при ближайшем рассмотрении исследователи признают, что все участники движения повинуются развитию событий, наметившемуся уже в VI в. Победив персов, Ираклий встречается в Азии с различными епископами монофизитского направления, которые навели его на мысль обойти эту главную трудность и, оставаясь для видимости на почве Халкидонского собора, провести под покровом двусмысленного выражения главную идею монофизитства. Было предложено отличать естество или природу от действенности (энергии) и, допуская во Христе два естества, настаивать только на том, что в Нём есть одна богомужняя действенность. Один из главных авторов этой идеи – Кир, епископ Фазиса в Колхиде – был перемещён императором на патриарший престол Александрии (как центра монофизитства), и ему удалось в 633 г. устроить унию (соглашение) между значительной частью египетских монофизитов и православными (второй автор – патриарх сирийских монофизитов Афанасий, которого в 630 г. Ираклий признал законным патриархом Антиохии). К унии примкнули почти все восточные греческие иерархи во главе с Константинопольским патриархом Сергием I (610–638 гг.). Сторонники соглашения настаивали на том, что они не уклоняются от исповедания Халкидонского собора. Божеское и человеческое начала во Христе они ясно различали, а единство воли относили не к «естеству», а к «ипостаси». Однако эти оговорки не спасали их от уклонения в монофизитство, которое при таком подходе оказывалось неизбежным: приходилось признавать, что божественная воля главенствовала над человеческой, что Христос был «богодвижным», и всё человеческое оставалось в Нём пассивным.

 



 
PR-CY.ru