МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 8

Разное «произволение» оказалось у братьев: один решил подвизаться в городском монастыре, а другой пустыню превратил в город (этот образ встречается и в житиях египетских и палестинских подвижников). Сергий принял постриг от игумена Митрофана и оставался «единь единьствовати и безмлъствовати» более двух лет. Его постепенно начали посещать монахи, сначала по одному, затем по два и по три, изъявляя желание спасаться вместе с ним. Сначала его отношения с вновь поселившимися здесь в собственных кельях монахами (три или четыре из них были построены руками Сергия) были подобны отношениям наставничества в ранних палестинских лаврах: преподобный не был ещё поставлен в игумены, не имел священнического сана, подражая древнему монашескому обычаю («зачало и корень есть санолюбия еже хотети игуменьства»). Уже в этот период пребывание монахов приобретало черты общежительства. Ежедневно седмижды совершались общие молитвы: «И по вся дни пояше с братиями в церкви и полунощницу, и заутренюю, и часове – и третий, и шестый, и девятый, и вечерню, и нефимон». Литургию совершал приглашаемый священник или игумен. Было много совместных трудов: выращивание овощей, рубка дров, приготовление пищи и др. Братия имела и совместные трапезы. Кельи были ограждены тыном, и у ворот приставлен «вратарь». Преподобный осознавал необходимость иметь игумена, но не хотел им становиться сам, говоря о своём «недостоинстве», и согласился принять священнический сан и игуменство (в 1354 г.) из послушания и смирения по настоянию Владимиро-Волынского епископа Афанасия, замещавшего в тот период митрополита, находившегося в Константинополе. В начале игуменства Сергия, когда число братии составляло 12 человек, ещё до перехода к общежительству, в обители были те же порядки, что и раньше, переходные от особного жития к общежительству – общие труды, ежедневные совместные молитвы. Сергий вдохновлялся житиями «великих светил» монашества: Антония Великого, Евфимия Великого, Саввы Освященного, Пахомия «аггеловидного», Феодосия «общежителя». Руководство Сергия носило духовный характер, состояло в наставлениях и поучениях, а его собственное поведение было образцом смирения и служения ближнему. После принятия игуменского сана, когда он сделался старшим среди братии, Сергий не изменил чернеческого правила смирения и служения, считая себя «всех менши и всех слугой». Его устав не сохранился, хотя он упомянут в Стоглаве (не исключено, что речь идёт не о писаном уставе, но о порядках и обычаях, принятых в монастыре). Однако ряд фрагментов его «Жития», как и житий основателей других монастырей, имеет характер уставных предписаний. Таков фрагмент о принятии в монастырь всех, не отвергая «ни стара, ни уна, ни богата, ни убога», что обычно более свойственно общежительным монастырям. Подробно описаны правила приёма и пострижения: приходивших в монастырь постригали не сразу, вначале в течение достаточно длительного времени они носили длинную чёрную суконную свиту и постигали монастырский устав, а когда становились искусны во всех службах, то постригались, облекались в монашескую одежду, мантию и клобук. Лишь достигшие совершенства, известные «чистым житием» сподоблялись принятия великой схимы. Некоторые основатели монастырей, по примеру Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского, Евфросина Псковского, также сами писали уставы для своих монастырей (например, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Герасим Болдинский и др.), но общие основы древнерусского монастырского быта были выработаны самой жизнью независимо от этих уставов. Во главе монастырской общины стоял настоятель (строитель, игумен, архимандрит; в женских монастырях – строительница, игуменья) и Собор из лучших братьев. Настоятели обычно избирались монастырским Собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели самых знатных монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царём. Без благословения настоятеля монастырём ничего не могло быть предпринято, но он должен был совещаться с Собором. Хозяйственная часть была сосредоточена в руках келаря, который ведал монастырскими вотчинами, всеми доходами, расходами и сборами, имея для этого многих помощников. Казной монастыря заведовал казначей, а для управления сёлами посылались особые лица.

 



 
PR-CY.ru