МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 7

В период с XV по XVII вв. были основаны (кроме прочих) следующие монастыри: в Москве и её окрестностях – Новоспасский, Николаевский на Угреши, Новодевичий; в Тверском крае – Калязинский, Троицкий Селижаров; в Смоленской земле – Святотроицкий Болдинский; под Казанью – Успенский Зилантов; в Новгородско-Псковской земле – Троицкий Александро-Свирский, Тихвинский Успенский, Псково-Печерский; в Двинской области – Антониев Сийский, в Белозёрском крае – Нилова пустынь и др. Почти все более или менее значительные монастыри (кроме северных) были общежительными. Некоторые обители служили как бы приходскими церквами, имели свои приходы. В 1528 г. Макарий (впоследствии Московский митрополит), в бытность свою Новгородским архиепископом, стремился ввести общежитие в северно-русских монастырях, что ему отчасти и удалось. Отшельничество подвижников, их жажда «отвержения мира», индивидуальные духовные устремления оказались в сопряжении с процессом освоения земель Северо-Восточной Руси, окультуривания дикой природы, расчистки леса под пашню, освоения природных угодий и промыслов, прокладки дорог, открытия водных источников, изменения ландшафта страны с природного на антропогенный. В спорах исследователей, какая колонизация была первичной (монастырская или крестьянская) неправильно был сформулирован вопрос «либо–либо». Оба колонизационных потока дополняли друг друга, развивались в одинаковых направлениях. Историк Василий Осипович Ключевский (1841–1911 гг.) так описывал этот процесс: вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские селения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувший к монастырской церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался. Движение пустынных монастырей было движением будущих сельских приходов, которые, притом в большинстве, были первыми в своей округе (Ключевский В.О. Соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2). Освоение дикой природы, рост заселённой территории и основание новых монастырей свидетельствовали о возрождении национальной жизни и в социальной, и в духовной сферах. Результаты этого процесса в XVII в. описал келарь Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин). Сопоставляя современное ему состояние со временем Сергия Радонежского, он писал: «Пустыня тогда была непроходная, ныне же всем зримы окрест обители поля широкие, сёла и деревни многолюдные. Стези не быша тогда и непроходно бысть человеческими стопами, ныне же пути-дороги велия и проезды всякого чину людем, днём и нощию безпрестанно идущим. Много же тогда гадов и ползущих змиев являхуся ему (преподобному Сергию) на устрашение безстрастному его житию; ныне же молитвами его окрест обители его за десять поприщь и вящщее ползущих ужев и змиев не бывает... Место тогда было безводно, и кроме источника, егоже святый Сергий молитвою изведе, не бысть иныя воды под его обителию; ныне же... многи источницы явишася... Ныне же всем зримо есть и памятно, яко тогда суще в рощах тех и древес толико не бысть, елико ныне многолюдственное число человек в слободах на тех местех, идеже рощи велицыи были». Начало монастыря Святой Живоначальной Троицы (см. Троице-Сергиева лавра) относится ко времени между 1336 (или 1342) г. (когда преподобный Сергий принял постриг) и 1354 г. (когда он был поставлен игуменом монастыря). Ростовский юноша Варфоломей (мирское имя преподобного) родился в 1314 (или 1322) г. Аскетические устремления отличали его с младенчества. После смерти родителей он убедил старшего брата Стефана, принявшего ранее постриг в Хотьковском монастыре, встать на путь пустынножительного отшельничества. Начинать монашеский подвиг сурового уединённого пребывания были способны лишь немногие, что неоднократно утверждалось в аскетической литературе. Для большинства же черноризцев рекомендовалось сначала пройти школу послушания в киновиях под руководством опытных старцев (такой путь прошли, например, выдающиеся подвижники Кирилл Белозерский и Иосиф Волоцкий). Братья Варфоломей и Стефан отправились на поиски пустынного места и нашли его в лесной чаще, неподалёку от водного источника. Построенная ими церковь во имя Святой Троицы была освящена по указанию митрополита Феогноста, после чего старший из братьев недолго оставался в пустыне, удалённой от селений и не имевшей к себе дороги. Это было «житие скръбно, житие жестко, отвсюду теснота, отвсюду недостатки, не имущим ниоткуду ни ястьа, ни питиа, ни прочих яже на потребу».

 



 
PR-CY.ru