МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 5

Отмечены три её особенности: выборность на вече, ограниченность срока архимандритства, сохранение сана игумена того монастыря, который ранее возглавлял избранный в архимандриты, и одновременно приобретение сана игумена Юрьева монастыря (т.е. не игуменство в Юрьевом монастыре давало право на обладание титулом «новгородский архимандрит», но избрание в архимандриты делало его юрьевским игуменом). Недалеко от Юрьева монастыря князь Изяслав Мстиславич (1146–1149 гг.) основал монастырь св. Пантелеимона (крестильное имя князя-ктитора). В сохранившейся княжеской грамоте кратко описан процесс основания монастыря князем: сначала им было получено благословение епископа и решение веча на право предоставить монастырю землю (он по благословению свт. Нифонта «испрошал... у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославлицы, и смерды, и поля»), а затем «устроил святому Паителемону монастырь и посадил... в нём игумена Аркадия», который впоследствии (в 1153 г.) основал собственный монастырь. Значительное число монастырей было основано богатыми новгородцами, в частности преподобным Антонием (именование его «Римлянином» появляется в источниках не ранее XVI в.). Антоний был монастырским «строителем», но первоначально не получил благословения епископа. Монастырь впервые упоминается в летописи в 1117 г., когда появился первый каменный храм, но возведение первых деревянных построек относится, возможно, ко времени до 1109 г. (Антоний официально игуменом был поставлен в 1131 г.). Сохранившаяся духовная грамота содержит одно из первых в истории русской аскетической литературы выступлений против поставления игумена князем или епископом «по мзде», «по насилию». Первоначальные земельные приобретения монастыря были результатом покупки (Антоний сам купил для обеспечения обители с. Волховское и топи для ловли рыбы на берегу реки Волхов). Среди новгородских монастырей, созданных монахами, одним из наиболее известных был Варлаамиев Хутынский, составленный преподобным Варлаамом в честь Преображения. Место для монастыря было им выбрано по Божьему произволению: он увидел «сияющую лучу – не просту быти вещь, но Божие дело бываемое». Составитель его «Жития» Пахомий Логофет (ум. не ранее 1484 г.) более подробно рассказал не об отшельническом пребывании и борении со злыми силами, но о его благотворном наставничестве, влиянии на мир. Одних привлекало его трудолюбие, других смирение, третьих сладость учения или «жестокое и нестяжательное житие». Преподобный всех «пользовал и учил» избегать неправды, зависти и клеветы, лжи, иметь кротость и любовь, вельмож и судий наставлял «праведно судити и на въсхищение не желати». Под влиянием его поучений вокруг собралось много иноков, и монастырь был составлен на общежительных началах (не исключено, что на сообщение об общежительстве в этом «Житии», как и в «Житии» Авраамия Ростовского, могла оказывать влияние и реальность эпохи создания «Житий»). В первое время в монастырях занимались, главным образом, переводами с греческого языка и перепиской книг болгарских переводов. Оригинальными русскими произведениями являются, по преимуществу, проповедь и поучения, встречаются сказания и в повествовательном духе, а с начала XII в. – и летопись. На юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги половцев, печенегов и других кочевых народов. Поэтому искавшие уединения выбирали более спокойные, безопасные места на севере России. Монгольское нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие монастыри были разрушены вместе с городами, многие пострадали от погрома и опустошения; не все монастыри XI–XIII вв. были впоследствии восстановлены, но зато оно способствовало постройке новых. Возрождение монашества началось лишь со второй половины – конца XIV в. в результате деятельности святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского, что совпало с началом национального возрождения Руси, преодоления ордынского ига. За предшествующее столетие (вторая половина XIII – первая половина XIV в.) сведений о монастырях очень мало, но значение монашества в духовной, нравственной и социальной жизни сохранялось во всей полноте. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в 1280 гг. при составлении русской редакции «Кормчей книги» в комплекс статей, дополнявших тексты традиционного состава, был включён Студийский устав и другие статьи, посвященные монашеству, в том числе и обшежительному.

 



 
PR-CY.ru