МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 4

Бывшим игуменом Печерского монастыря Стефаном (ум. в 1094 г.), изгнанным братией, был основан Кловский монастырь «Стефанеч»; на средства своих духовных детей (богатых бояр) он создал новую обитель во имя Влахернской иконы Положения Ризы Пресвятой Богородицы на Клове. Исследователи предполагают, что монастырь во имя Спасителя на Берестове «Германеч» был основан Германом, упоминаемым в качестве игумена в 1072 г., когда он присутствовал на перенесении мощей мучеников Бориса и Глеба. В целом в Киеве преобладали монастыри, созданные князьями. Игумены ктиторских княжеских монастырей были тесно связаны с княжескими династиями, что определяло их некоторую самостоятельность по отношению к митрополиту киевского чёрного духовенства в начальный период его существования. Об авторитете, который приобрело монашество уже во второй половине ХI в., свидетельствует участие игуменов (или «всех игуменов») городских киевских монастырей в публичных акциях (встречах князей, княжеских похоронах, княжеских съездах, хлопотах об освобождении пленников и т.д.). Во второй половине XII в. игумен Печерского монастыря Поликарп получил титул архимандрита (упоминается в летописи с этим титулом в 1171 г.). Его преемник также имел этот титул (вопрос об архимандритиях как особых городских институтах лишь начинает разрабатываться). Монастыри в начальный период были в основном городскими или располагались близ городов. Исследователям известно в XI в. 19 монастырей, о некоторых из них сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания. В это время они создавались в основном в Южной Руси: в Чернигове Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Тмутаракани мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы, и в Переяславле мужской монастырь во имя Иоанна, во Владимире Волынском Святогорский мужской монастырь и др. Однако были монастыри и в северо-восточных пределах. В Муроме (Муромский Спасский), в Суздале (мужской монастырь во имя Димитрия Солунского, который первоначально был подворьем Киево-Печерского монастыря), в Ростове Авраамиев Богоявленский мужской монастырь (около третьей четверти XI в., хотя эта дата не вполне достоверна). Согласно «Житию», за свои заслуги по благоустройству обители Авраамий Ростовский был возведён в сан архимандрита. В летописях «архимандрит Богоявленский» в Ростове упоминается позже, в 1261 г. Значение сана архимандрита в палестинской традиции разъяснено в «Житии» Авраамия Смоленского (конец ХП – начало XIII в.), написанном Ефремом, по-видимому, после 1237 г. (о преподобном Феодосии киновиархе там сказано: «Феодосья архимандрита и старейша всех наставника черноризцем, сущим окрест Иерусалима»). В XI в. создавались и женские обители: во имя Николая Мирликийского в Киеве, уже упомянутый Янчин во имя апостола Андрея Первозванного и др. XII век был временем расцвета древнерусского монашества; монастыри основывались во всех крупных городах Руси. Исследователям известно более 50 монастырей, созданных в XII – начале XIII в. (до монгольского нашествия), даты основания ещё 42 монастырей предположительно относятся к домонгольскому периоду (в Киеве их было до 17, в Чернигове и Переяславле по 4, Галиче и Полоцке по 3, в Смоленске 5). Некоторые из этих обителей были разрушены в 1240 г., но многие сохранились и умножали славу в следующих веках. В XII в. 14 из 43 основанных в этом веке монастырей было создано в Новгороде (в Новгородской области – около 10, в Ростове – 2, в Суздале – 4, во Владимире – 5 и т.д.). Одним из древнейших новгородских монастырей был Юрьев. Его основание предание приписывает князю Ярославу Мудрому, но самое раннее сохранившееся известие относится к 1119 г., когда игумен Кириак и князь Всеволод Мстиславич (не раньше 1095–1138 гг.) построили каменную церковь во имя св. Георгия, возросло число братии. Вскоре были сделаны пожалования на содержание монастыря, самое крупное – волость Буйцы. В XII–ХШ вв. в летописях встречается применительно к игуменам Юрьевского монастыря титул «новгородский архимандрит» (т.е. начальник или главный по отношению к другим новгородским настоятелям), а в 1299 г. была учреждена новгородская архимандрития как одна из высших форм в системе республиканского управления в Новгороде, или, по выражению российского историка и археолога Валентина Лаврентьевича Янина (род. в 1929 г.), как «категория новгородских магистратов (наряду с такими общеизвестными магистратами, как посадники и тысяцкие)».

 



 
PR-CY.ru