МОНАШЕСТВО ВОСТОЧНОЕ - Страница 3

Однако подобные монастыри часто вызывали соблазн, что давало повод тому же Василию Великому называть монастыри «вертепами разврата». Позднее из-за этого, после целого ряда предписаний светской и духовной власти, подобные монастыри были уничтожены. Но «вертепами разврата» были не только так называемые двойные монастыри. Тот же Василий Великий говорил о том, что монастыри создают более благоприятные условия для тех, кто стремится к однополой любви. Василий Великий знал о подвижнической жизни не понаслышке. С целью посетить знаменитых подвижников он в возрасте 28 лет предпринял путешествие в Египет, Палестину и Месопотамию, из которого вынес изумление перед воздержанием христианских аскетов в пище, питье и сне и пламенное желание подражать им. Это желание он привёл в исполнение после возвращения на родину, избрав для этого поэтический уголок на берегу реки Ириса. Слава о его монашеских подвигах многих привлекла к нему, и по берегам Ириса один за другим стали возникать монастыри. Василий Великий организовал монашество в Каппадокии в соответствии со своими представлениями и правилами. Он знал, что жизнь в полном уединении представляет большие опасности для слабых, лишённых опытного руководства: одни впадают в духовную гордость, другие лишаются рассудка. Ни отшельничество, ни киновитная форма монашеского подвижничества, с которыми он познакомился в Египте, не удовлетворяли Василия Великого. Он был убеждён, что отшельническая жизнь преследует лишь цели личного спасения, не оставляя места для исполнения заповедей евангельской любви к ближнему. С другой стороны, он видел, что в многолюдных общежитиях Египта слишком преобладали экономические интересы и ручной труд, отвлекавшие монахов от молитвы и духовного созерцания. Поэтому Василий Великий создал смешанную форму монашеской жизни, которая, совмещая светлые стороны отшельничества и общежития, была свободна от крайностей и неудобств. Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом, допуская лишь такие ремёсла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов. Отличительной чертой таких монастырей были широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола. Василий Великий был противником частной благотворительности и безрассудной жалости, готовой помогать всякому просящему без разбора, поэтому дал твёрдую организацию всей церковной благотворительности, как монашеской, так и мирской. Близ Кесарии он построил обширные благотворительные учреждения и странноприимный дом, снабжённый всем необходимым для путешественников: при нём находились лошади и проводники, больница и врачи. Для призрения бедных были построены рабочие дома со всевозможными мастерскими, больницы и отдельно стоящие лепрозории для прокажённых, всевозможные богадельни. Особенно много Василий Великий заботился о более справедливом распределении налогов между странами и об освобождении от налогов духовенства, монастырей и богаделен. Именно это освобождение от налогов, прежде всего, способствовало увеличению собственности церкви тогда и после. Но киновитная форма в духе Василия Великого удовлетворяла не всех; для строгих аскетов казалось необходимым более крайнее, абсолютное отречение от мира. Поэтому прежнее отшельничество не только продолжалось, но и создавались новые крайние формы аскетического самоотречения: затворничество, при котором отшельник не выходил из своей кельи в течение многих лет и даже иногда десятков лет, не видя людей и лишь через оконце затвора беседуя с ними и получая всё нужное; молчальничество; столпничество, создателем которого был Симеон Столпник, затворившийся в «столпе», т.е. небольшой башне с помостом наверху, где он постоянно стоял, невзирая ни на какие перемены погоды. Кроме того, существовали уродливые формы подвижничества, порицавшиеся церковью, которые превращали подвижничество в профессию или прикрывали полное одичание и необузданность. Такими свойствами отличались дикие толпы так называемых сараваитов, гировагов, ремоботов, циркумцеллинов, уже в IV в. поражавшие своими неистовствами.

 



 
PR-CY.ru