Словарь по христианству М МОНАШЕСТВО ВОСТОЧНОЕ

МОНАШЕСТВО ВОСТОЧНОЕ

МОНАШЕСТВО ВОСТОЧНОЕ (православное) – монашеская жизнь, получившая развитие в восточно-православной традиции. В христианстве монашество представляется тем идеалом, к которому должны стремиться все уверовавшие в Иисуса Христа. В его основе лежит идея отречения от мира ради следования Христу для спасения своей души. Вступающий на путь монашества приносит обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Эти три обета даются при постриге в монахи, причём постриженик вместе с монашеским одеянием получает новое имя, в знак того, что он как бы рождается заново. В тестах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система монашества, однако последователи христианства основополагающими для монашества считают слова Иисуса Христа, сказанные богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). В Посланиях апостола Павла не раз упоминаются образцы нравственного поведения: благочестие, вера, любовь, кротость, терпение, целомудрие, нестяжание и др., которым должны следовать члены христианской общины (Еф. 4–6; Кол. 3–4; 1 Фес. 5; 1 Тим. 6; Евр. 13). В восточных и православных церквах монашество всегда составляло высшую ступень духовной жизни. Основная цель восточного монашества – достижение максимально полного общения с Богом, состояние обожения. В соответствии с учением Отцов греческой церкви, монах не более чем настоящий христианин, соблюдающий все предписания Евангелия. Идеалы монашеского жития находили отклик в сердцах многих людей, которые оставляли мир и уходили в пустыню. «Жизнь Антония», «Жизнь Павла Фивейского» (автор Иероним), «Лавсаик», «История монахов» и другие описания жизни и подвигов пустынников становились излюбленным чтением всего христианского общества. Начало монашества исследователи относят к середине III в., когда в египетскую пустыню ради поста и молитвы удалился Павел Фивейский (ум. в 341 г.). Но только к началу IV в., после Антония Великого (251–356 гг.), пустынножительство приобрело определённые традиции и уставы. Так, подвижники (или анахореты), удалившиеся в пустыню, жили отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам. Но все они находились под руководством одного наставника – аввы, что значит «отец». Наряду с отшельничеством складывалась и другая форма монашества – общежительная (или киновитная), основателем которой был Пахомий Великий (ум. в 348 г.). Под его руководством в Верхнем Египте около 313 г. создаётся своеобразное монашеское общежитие, жизнь которого регламентировалась строгим уставом: у монахов не было собственности, всё являлось монастырским достоянием. Монахи поселялись по отдельным кельям (у Пахомия – по три в келье, в других обителях Египта – по два, а в Сирии – по одному). Определённое количество таких келий составляло лавру. В каждой лавре было общее место для трапезы и для иных собраний всех монахов. Иногда монахи поселялись в одном здании и составляли монастырь или общежитие в более узком смысле слова. Работы распределялись между монахами сообразно с силами каждого. Они состояли вначале в обработке земли для собственных потребностей, в плетении циновок и корзинок из нильского тростника, затем стали развиваться кузнечное, лодочное, ткаческое, кожевенное и т.п. ремёсла. Излишки производства должны были раздаваться бедным (на практике это не всегда соблюдалось и, в противоречие с уставом, у монахов иногда появлялась, таким образом, частная собственность). Одежда у всех монахов была одинаковой и состояла из коловия или левитона, т.е. длинной льняной (или шерстяной) рубашки, аналава или шерстяной перевязи под мышками, кожаного пояса, милоти, т.е. верхней накидки из белой козьей или овечьей шкуры, кукуля или шапочки, вроде капюшона или башлыка. Ни за трапезой, ни в постели не разрешалось снимать милоти и пояса, с которыми монахи расставались лишь по субботам и воскресеньям, когда собирались для совершения евхаристии. Кроме этих собраний они ежедневно по два раза сходились для совместной молитвы и для трапезы, за которой должны были так надевать свой капюшон, чтобы не видеть соседей.

 



 
PR-CY.ru