МОНАШЕСТВО - Страница 5

Общежительная («киновийная») форма монашества сложилась под руководством преподобного Пахомия Великого (около 292 – 346 гг.). Она подразумевает развитую систему уставов, контролирующих соблюдение монахами однообразия в одежде, пище, распорядке жизни, ритме богослужений, а также требующих отказа от личной собственности. В конце IV в. основанный Пахомием монастырь в Тавенниси приходит в духовный упадок, а пахомианство переживает свой второй расцвет в так называемом Белом монастыре, возглавляемом Шенуте (ум. в 436 г.), где уставы Пахомия были упрощены.  Независимо от пахомиан, общежительные братства были организованы в Каппадокии (Малая Азия) Василием Великим (357–371 гг.), который написал для них «краткие» и «Пространные правила». Основываясь на представлении об общественной природе человека, он рассматривал общежительные братства христиан, связанных обетами аскезы, как воплощение нормы христианской жизни, а не только как одну из возможных церковных организаций. Братства представляли собой объединённые общим распорядком жизни мужские и женские общины, организованные в систему на уровне руководства (в восточном христианском мире монахи, живущие общиной – киновией, следуют уставу Василия Великого). Ещё одна форма монашеской жизни – так называемое «скитское житие» (по названию Скитской пустыни), восходящее к преподобному Макарию Египетскому (около 300 – 391 гг.) – представляло собой сочетание пустынножительства с общим собранием (сюнаксис) для совершения литургии. Скитяне, жизнь и учение которых описаны посетившим Египет в 390 гг. Иоанном Кассианом Римлянином (около 360 – около 435 гг.), имели большую общность жизни, чем у пустынножителей, но без подробного устава пахомиан. Отличительной особенностью их аскетического учения и практики является акцент на непрестанной умно-сердечной молитве, что получило в дальнейшем широкое распространение в монашеских кругах в Византии и Восточной Европе (см. Исихазм, Григорий Палама). Скитский устав был перенесён в Палестину после эмиграции аввы Силуана и его учеников. В соответствии со скитским уставом на рубеже IV–V вв. были организованы монастыри в окрестности Газы. Другим преемником египетского монашества в Палестине стало Синайское монашество (с VII в., от названия горы Синай), памятником которого является получившая широкое распространение (в том числе и в среде западного монашества) «Лествица» Иоанна Лествичника (около 579 – около 649 гг.). В связи с институализацией монашества во второй половине V в. в палестинской монашеской среде возникает феномен юродства, получивший общецерковное значение к первой половине VI в. под влиянием преподобного Симеона Юродивого. Постепенно монашеский уклад проникает в города: в самом начале V в. Александр основывает в Константинополе обитель акимитов («неусыпающих», т.е. прославляющих Бога днём и ночью), а в 463 г. там же, на основе устава акимитов, был создан Студийский монастырь. В IX в. в Студийском монастыре преподобным Феодором Студитом (759–826 гг.) была произведена реформа общежительных уставов, а в 1044 г. преподобный Феодосий Печерский (ум. в 1074 г.) перенял студийские уставы для первого крупного на Руси Киево-Печерского монастыря. Начиная с X в. в Византии большое значение приобретают монастыри на горе Афон («Святая Гора», официальное именование с XI в.), которые получили статус независимых от гражданской и церковной власти, подчиняясь лишь византийскому императору и традиционно являясь хранителями и защитниками церковных догматов и канонов.

 



 
PR-CY.ru