МЕФОДИЙ

МЕФОДИЙ (ум. в 311 г.) – епископ сначала города Патар и Олимпа в Ликии, потом Тира Финикийского, священномученик и Отец церкви, один из главных полемистов III в. против современных ему языческих философских и еретических доктрин, особенно тех, средоточием которых был Тир. Из его сочинений до нашего времени в целом виде сохранились лишь рассуждения «О свободе воли, против валентиниан», «О воскресении» (оба сочинения сохранились в подлиннике лишь в небольших отрывках, но позже были найдены в полном составе в славянском переводе, в рукописи московской Синодальной библиотеки) и «Пир десяти дев, или О любви» – сочинение, направленное против древних эротических культов и учения некоторых христианских еретиков (единственное, сохранившееся в полном составе в греческом подлиннике). Все три сочинения написаны в форме диалога (последнее даже носит название одного из разговоров Платона и подражает ему в плане). В рассуждениях опровергается мнение о материи как начале, совечном Богу, и как источнике мирового зла, говорится о причинах неравенства людей по общественному положению и материальному достатку, о невозможности полного равенства, об обязанности богатых помогать бедным и страждущим. В диалоге Мефодия «Пир, или О любви» сознательно и отчётливо проведена игра на контрастах старой формы и нового содержания. Сочинение изобилует платоновскими реминисценциями в языке и стиле, ситуациях и идеях; но место эллинского Эроса заняла христианская девственность, а содержание диалога – прославление аскезы. Неожиданный эффект в финале: участницы диалога поют торжественное славословие мистическому браку Христа и Церкви. Этот гимн нов и по своей метрической форме: в нём впервые в известной исследователям греческой поэзии сквозь реликты традиционного музыкального стихосложения просвечивают тонические тенденции. По-видимому, опыт Мефодия был близок к литургической практике христианских общин, но в «большой литературе» он надолго остаётся без последствий. Мысли Мефодия повторяют многие Отцы церкви IV в., а «Пир десяти дев» послужил предметом пародии для Боккаччо в его «Декамероне». Из обширного сочинения Мефодия «Против Порфирия» сохранилось лишь несколько фраз в «Параллелях» византийского богослова Иоанна Дамаскина (около 675 – до 753 гг.); лишь отрывки сохранились из сочинения Мефодия против Оригена и оригенистов и из его толкований на Священное Писание. В «Библиотеке» Константинопольского патриарха Фотия (858–867, 877–886 гг.) сохранён отрывок из сочинения Мефодия «О сотворённом». Несколько небольших трактатов сохранились в славянском переводе, изданы протестантским историком церкви Натаниелем Бонвечем в немецком переводе. В полном составе дошли до нас две его проповеди; сохранилось и несколько отрывков из других его проповедей. Проповеди Мефодия замечательны как немногие дошедшие до нас образцы древнейшего, так называемого профетического типа проповеди. Известные издавна сочинения Мефодия, изданные по частям в разное время и разными лицами (Комбефизом, Алляцием, Поссини), собраны у Галланди в «Bibliotheca veterum Patrum» (Венеция, 1755 и 1785), а также у Миня: «Patrologiae cursus» (series graeca, т. XVIII, П., 185 7) и у Ягна: «S. Methodii opera» (Галле, 1865). По изданию Ягна сделан русский перевод профессором Е.И. Ловягиным: «Св. Мефодий, епископ и мученик, полное собрание его сочинений» (СПб., 1877). Отрывки из сочинений Мефодия, найденные в Новейшее время, собраны у Питры, в его «Analecta Sacra» (Рим, 1884).

 
PR-CY.ru