МЕССИЯ, мессианизм

МЕССИЯ, мессианизм (евр. – машиах или помазанник, помазанный, предназначенный для служения) – согласно Библии, постоянно ожидаемый искупитель или царь. Своими корнями идея Мессии уходит в представления восточных верований и культов умиротворяющих и воскресающих богов. В иудаизме Мессия, во-первых, стоит выше естественных законов природы, спасет людей от голода, холода, болезней и т.д. Во-вторых, Мессия пользуется особым покровительством Бога, предстаёт как человек, которому Бог в любой момент придёт на помощь. В-третьих, Мессия виделся иудеям Царём-освободителем, избавляющим народ от иноземного ига и впоследствии становящимся властелином мира. В этих чаяниях иудеев выразилось вечное стремление людей избавиться от тяжёлых условий земной жизни, остановить трагический ход истории, достичь абсолютного блаженства и совершенства. Обращённые в рабство евреи возлагали все свои надежды на явление Спасителя, Который вернёт им свободу, Мессии из рода Давида, идеального царя. В Новом Завете Искупителем, Царём, Мессией предстал Иисус Христос, Который считается потомком царя Давида, и, в отличие от иудеев, христиане отделяют приход Мессии от Конца света. Ученики Иисуса признавали его Мессией, т.е. приписывали ему качества, которые считались присущими исключительно царям Израиля и Иудеи, после того как они в результате миропомазания получали свидетельство избранности Яхве. Доказательство мессианства Иисуса Христа христиане видят в благовещении Архангела Гавриила Марии, в свидетельстве Иисуса перед Каиафой и Синедрионом, в исповедании апостолов. Однако Сам Иисус предпочитал не употреблять слова «Мессия» в отношении Себя и запрещал это другим (бесноватым и своим ученикам). Во времена римского владычества мессианизм превратился в политическую идеологию, которую Иисус отверг, поскольку Его «царство не от мира сего». Центральная концепция христианства окончательно сформировалась только в V в., хотя была намечена и задана с самого начала. Согласно этой концепции, Иисус Христос – галилейский (северопалестинский) проповедник Иешуа, казнённый римлянами в 30 гг. – совмещает в личностном («ипостасном») единстве всю полноту человеческой природы как «Богочеловек». Специфика христианства, конечно, не в учении о сверхчеловеческом посреднике между земным и небесным планами бытия. Такой образ известен в той или иной мере самым различным религиозно-мифологическим системам (например, «божественные» Цезари в обиходе римской имперской государственности), однако Христос – не промежуточное состояние полубожественности и получеловечности, но парадокс соединения обоих начал в их полном виде. Воплотившийся в образе Христа Логос (второе лицо Троицы, божественное «Слово») всё отчётливее мыслился не как «меньший» Бог, не как низший уровень божественной сущности, но как лицо Абсолюта, «равночестное» двум другим лицам. Христианский Богочеловек разделяет не только общие условия человеческого существования, но и специально самые неблагоприятные социальные условия. Будда приходит в мир в царском дворце, Христос рождается в стойле для скота. Будда тихо и торжественно умирает, Христос претерпевает казнь. В своём качестве неправедно казнённого Христос сопоставим с Сократом (это сравнение приводят и некоторые раннехристианские авторы); но если «красивая» смерть Сократа от чаши с ядом излучает иллюзию преодоления смерти силой мысли, то Христос умирает «рабской» смертью на кресте после бичевания, пощёчин и плевков. Более того, схождение Бога в мир людей заходит так далеко, что Он даже внутри собственной души в решающую минуту лишён защищающей стоической невозмутимости и предан жестокому «борению» со страхом смерти и тоской одиночества.

 



 
PR-CY.ru