МАКСИМ ИСПОВЕДНИК - Страница 6

Всюду стали собираться Соборы. В 680 г. в Рим съехались 125 епископов. От их лица на Восток были отправлены депутаты с посланием, составленном в самоуверенном и властном тоне и отрицательно относившемся к монофелитству. Патриарх Византии Феодор I (677–679, 686–687 гг.), ссорившийся с Римом, был удалён с кафедры, поэтому римские послы были приняты с почётом. Константин IV, отправляя письмо папе Домну, не думал созывать Вселенского собора, которому, на его взгляд, не благоприятствовало время, но после прибытия депутатов Запада отдал приказание созывать епископов, и Собор открылся в ноябре 680 г. на положении Вселенского. Таким образом, только нежелание ссориться с Римом заставило византийское православие покончить с монофелитской ересью. Если всего лишь двадцать лет назад с монофелитством боролись только три монаха (Софроний, Максим Исповедник и его ученик Анастасий, также принявший мученическую смерть), то теперь монофелитство на Соборе энергично отстаивал только Антиохийский патриарх Макарий I (655–681 гг.) с монахом Стефаном. Кроме того, был восстановлен мир с папством, нарушенный ссылкой папы Мартина I, а действующий папа, Агафон, отлучил от церкви Гонория I (625–638 гг.) за отступничество. На последнем заседании было зачитано заявление, что Собор «с распростёртыми объятьями принимает представление святейшего и блаженного папы древнего Рима». Торжество Рима было гораздо более полное, чем на Халкидонском соборе. Анафеме были преданы несколько епископов, в том числе и «старец с детским и сумасбродным умом» Полихроний, который перед Собором хотел воскресить мертвеца в доказательство истинности монофелитства. В 692 г. этот Собор продолжил свою работу под названием Пятошестой (или Трулльский), где решали вопросы, относящиеся к церковному благочестию. Парадоксально, но в этот период (687–701 гг.) римский престол занимал папа, тоже по имени Сергий (687–701 гг.), которого к благочестивым исследователи отнести не могут. Когда его предшественник папа Конон (686–687 гг.) находился при смерти, растерявшиеся клирики, разделившись на несколько групп, избрали трёх преемников: Теодора, Пасхалия и Сергия. Сторонники Теодора схватились врукопашную с приверженцами Пасхалия прямо в базилике святой Юлии. Сергий этим воспользовался – подкупил вооружённый отряд и захватил апостольскую тиару, а Теодора и Пасхалия арестовал и бросил в темницу, хотя позже их освободил. Пасхалий смирился со своей участью, а Теодор начал обличать нового папу, за что и был отравлен; Пасхалий (687–692 гг.) и Теодор (687 г.) были отнесены к числу антипап. На Пятошестом Вселенском соборе папа Сергий I «протащил» решение о возможности принимать в монастыри бывших воров, убийц и других преступников (видимо, «рабов» в рясе не хватало), а также издал буллу, что в монастыри можно принимать на воспитание детей не моложе десяти лет. Другая булла Сергия I позволяла священникам вступать в брак с проститутками (правда, только один раз) и запрещала прелюбодейство в святых местах (значит, оно было настолько распространено, что потребовалось специальное запрещение папы; причём, о других местах в этом документе ничего не говорилось). Сам Сергий I не раз был уличён в обольщении монахинь, впрочем, как и участник первого этапа этого Собора Агафон, скончавшийся от венерической болезни. Однако монофелитство после Собора не заглохло. В 711 г. на византийский престол вступил Филиппик-Вардан (711–713 гг.), родом из Армении, ученик Стефана. В целях примирения соотечественников с империей он в 712 г. издал указ, которым отменялся Шестой Вселенский собор. Под указом подписались Константинопольский патриарх и другие иерархи церкви, в том числе Герман, впоследствии Константинопольский патриарх (715–730 гг.) и борец за иконы. Тем самым споры о единой воле были задавлены спорами об иконах. Соч. на рус. яз.: Творения Преподобного Максима Исповедника: В 2 т. М., 1993.



 
PR-CY.ru