МАКСИМ ИСПОВЕДНИК - Страница 2

По характеру своих воззрений, не образующих, однако, единой системы Максим Исповедник является по преимуществу аскетом-мистиком: в его учении философия фактически поглощается богословием, вера и Откровение играют решающую роль, а знание и разум имеют второстепенное значение. По объёму и жанровым особенностям творения Максима Исповедника чрезвычайно разнообразны. К его подлинным произведениям патрологи (см. Патрология) относят: «О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория», «Вопросоответы» к Фаласию», «Вопросы и недоумения», «Толкование на 59-й псалом», «Толкование на Молитву Господню», комментарий на «Отче наш», «Мистагогия» (или «Тайноводство»), «К Феопемту Схоластику», так называемые «Главы» («Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Главы о любви», «Слово о подвижнической жизни» и др.), а также «Диспут с Пирром». Максим Исповедник является автором около 50 посланий, большинство из которых представляют собой богословские произведения. Ему также приписывается авторство дошедшего до нас только в грузинском переводе сочинения под условным названием «Житие Пресвятой Богородицы», однако упоминание этой работы отсутствует в греческой традиции. В его трудах православное учение о «двух волениях» Христа получило своё классическое изложение. Вопрос о человеческой воле и её соотношении с волей Божественной раньше не ставился с такой определённостью, и готового решения не было. Вся полемика Максима Исповедника с монофелитами сводилась, строго говоря, к разъяснению, что воля есть необходимый элемент человеческой природы, что без воли и свободы человеческая природа будет неполной и неподлинной. Исследователи говорят, что его богословскую систему легче всего понять, исходя из идеи Откровения, с которым он связывал творение мира. Миротворчество, по Максиму, – длительный процесс, имеющий протяжённость как во времени, так и в пространстве. Бог Слово совершенствует, преображает мир, постепенно проявляя Себя в нём. Сначала возникает мир духовный и ангельский, потом приходит очередь мира физического, который есть, таким образом, закономерное продолжение духовного, как духовный – продолжение Божественного. При таком понимании миротворения чётких границ между Божественным и духовным, духовным и материальным нет и не может быть. Максим Исповедник считал, что вещественный мир есть некое таинственное «уплотнение», «сгущение» духовного мира, поэтому всё тварное в своих глубинах – духовно. Чувственный мир – это не преходящий призрак духовного, не распад и не умаление бытия. Напротив, он отражает его истинную полноту и цельность. Само разделение на «материальное» и «духовное» в известной мере условно, т.к. в своей сущности мир един и один. Смыкание духовного и материального миров с наибольшей полнотой произошло в человеке. Принадлежа в равной мере им обоим, человек являет собой символ всего сотворённого космоса, и в то же время он есть образ Божий. В нём таинственно сосредоточены все энергии, открывающиеся в мире, как материальные, так и божественные. Цель и назначение человека в том, чтобы обнять в своём сознании все планы бытия и через себя соединить их с Богом. Мир достигнет совершенства только тогда, когда Бог будет во всём, и всё станет причастно Ему, для чего Бог Слово должен восприять всю полноту тварного естества. Это – изначально задуманное соединение, это восприятие должно было совершиться в чуде Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Господь для того и открывается миру в своём откровении (созидает его), чтобы стать под конец человеком и через осуществление подлинной согласованности космических сил обратить весь мир в целостный единый организм. Так что по самому своему усмотрению человек призван был к обожению, именно в нём через Воплощённое Слово должно было совершиться освящение и обожение всего сотворённого. Но эта цель была достигнута не сразу. Грехопадением Адама была разорвана цепь бытия – в мир вошла смерть, разделяющая и разлагающая. Однако этим не был изменён план и строй мира.

 



 
PR-CY.ru