Словарь по христианству М МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО – дуалистическая религия (см. Дуализм), возникшая в Иранском царстве Сасанидов в III в.; название связано с именем основателя Мани (216–276 гг.). К концу II в. гностические системы стали терять власть над умами тогдашнего человечества, но условия, питавшие религиозный синкретизм, не могли исчезнуть, и на место одной отжившей формы религиозные движения вызывали к существованию другие; с III в. такими формами оказались манихейство и неоплатонизм. Манихейство сложилось в рамках традиционного восточного дуализма, представляющего мир как арену вечной борьбы светлого и тёмного начал и видящего смысл жизни в помощи светлому, доброму началу ради окончательного преодоления зла. Как следствие этого системы макрокосмоса и микрокосмоса в манихействе сливались в единстве: назначение мира и назначение человека соответствовали друг другу, и этические идеи в глазах основателя учения – проповедника Мани были отражением космического порядка, а устройство Вселенной наглядно воплощало в себе коренной этический принцип. Во всём этом исследователи находят мало оригинального, считая, что манихейство вобрало в себя идеи христианства и гностицизма, зороастризма и буддизма; оригинальной они считают откровенность этого синтеза. Впервые какая-то религия не только не противопоставляла себя иным верованиям, но и охотно признавала себя восприемницей (правда, совершенной) всех остальных вер. В числе пророков – предшественников Мани – манихейские тексты называют Адама и Ноя, Заратуштру и Будду, Авраама и Иисуса, но полное и окончательное знание призван был возвестить только Мани – «Посланец Света». Основатель был из семьи персов-зороастрийцев, которые перешли в иудеохристианскую общину элхасаитов. Новую религию он начал проповедовать в 24 года. Согласно Мани, до появления его учения существовали закономерно сменяющие друг друга разновидности единой истинной религии, церкви которых после ухода их апостолов впадали в заблуждения; очередной апостол преодолевал заблуждения и провозглашал истинную веру. Себя Мани считал последним апостолом вслед за Буддой, Заратуштрой и Иисусом Христом, выразившим истину во всей её полноте. Таким образом, в манихействе тенденции религиозного синтеза (которые явственно ощутимы и в эллинистических религиях, и в христианстве) выступают в осознанной, можно сказать, узаконенной форме. Оно с самого начала претендовало на универсальный характер, вобрав в себя в трансформированном виде элементы ряда религий, в том числе зороастризма, христианства и буддизма, а также гностицизма; их синтез был положен в основу теологической системы последовательного дуализма. Универсальный характер учения Мани, так же, как отвечающее потребностям времени стремление объяснить наличие зла в мире и способы его устранения, сделали его популярным в самых отдалённых уголках земли. Манихейство быстро распространилось на обширной территории от Северной Африки до Индии и Китая, отразив особенности религиозных культур (исследователи различают западное манихейство, приспособленное к христианству, и восточное, приспособленное к буддизму). Мани обрёл много учеников, которые направлялись им в разные страны и основывали всё новые общины (в Центральной Азии, Римской империи, Армении). Преемники и последователи Мани принесли новую религию в средневековую Европу, Египет и Палестину, Среднюю Азию и Дальний Восток. Манихейские идеи воплотились в воззрениях антиклерикальных сект павликиан и мондракитов в Армении, богомилов в Болгарии, альбигойцев в Западной Европе, укоренились среди согдийцев и в иранских колониях Восточного Туркестана, проникли в Китай, стали официальной религией уйгурской державы. Сам Мани, с позволения шаха из династии Сасанидов Шапура I (242–272 гг.), согласно преданию, стал распространять своё учение в Иране, проповедовал почти во всех провинциях обширной Сасанидской империи и побывал даже в Кашмире и Тибете, но из-за интриг зороастрийских жрецов был вынужден покинуть страну. Вернувшийся в Иран при шахе Баграме I Мани был обвинён в ереси, заключён в темницу и через месяц, по легенде, был казнён через распятие. Перед смертью он назначил главу церкви (своего ученика Сисиспия), 12 учителей и 72 епископа; в память о страданиях Мани его последователи учредили религиозный праздник Бема (алтарь, где сидел Мани).

 



 
PR-CY.ru