МОСКОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1922 г.

МОСКОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1922 г. проходили над духовенством и мирянами Московской епархии (172 обвиняемых, в том числе 49 священнослужителей). Наряду с Петроградским процессом того же года были самыми массовыми показательными судебными процессами во время организованной советскими властями кампании по изъятию церковных ценностей. В течение 1922 г. в Москве состоялось два больших «церковных» процесса. 23 февраля 1922 г. был опубликован декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», в котором в связи с необходимостью оказания помощи голодающим в Поволжье обосновывалась конфискация из храмов предметов из драгоценных металлов. 28 февраля того же года Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) выступил с посланием по поводу изъятия Советским государством церковных ценностей. В патриаршем послании говорилось о помощи, оказываемой церковью жертвам голода, и о разрешении приходским советам ввиду чрезвычайных обстоятельств народного бедствия жертвовать на нужды голодающих церковные украшения и предметы из драгоценных металлов, не освящённые и не имеющие богослужебного употребления. При этом патриарх осудил как акт святотатства постановление ВЦИК о насильственном изъятии церковных ценностей, в том числе священных сосудов и прочих богослужебных предметов, и не одобрил даже добровольное пожертвование священных предметов, которые церковными канонами запрещено использовать не для богослужебных целей. Патриаршее послание не могло быть донесено до паствы через печать, поскольку публикация любого церковного документа происходила только с разрешения советских властей. Поэтому для ознакомления верующих с текстом послания епархиальные церковные управления рассылали его по приходам для оглашения священниками после богослужений. В дальнейшем участие в распространении патриаршего послания об изъятии церковных ценностей стало основным обвинением против духовенства на Московских и других церковных процессах 1922 г. 7 марта Крутицкий архиепископ Никандр (Феноменов; впоследствии митрополит) провёл собрание благочинных Москвы, на котором было зачитано патриаршее послание. Архиепископ Никандр (Феноменов) предложил благочинным организовать приходские собрания и обратиться к верующим с просьбой о направлении коллективных протестов в адрес ВЦИК. Вскоре по благочиниям были разосланы отпечатанные экземпляры патриаршего послания для распространения по приходам; также благочинные получили составленный архиепископом Никандром (Феноменовым) проект письма с протестом по поводу изъятия церковных ценностей. В течение последующих дней послание патриарха зачитывалось священниками после богослужений в московских храмах, проходили заседания приходских советов и приходские собрания. Верующие активно обсуждали разные виды помощи жертвам голода: сбор и отправка в пострадавшие губернии продуктов, открытие благотворительных столовых, приём и содержание вывозимых из охваченных голодом местностей детей и др.; предлагали заменить изымаемые из храмов церковные сосуды собранными прихожанами соответствующими денежными суммами или равным по весу или даже бо́льшим количеством драгоценных металлов.

 



 
PR-CY.ru