МАТФЕЙ

МАТФЕЙ (ум. в 1646 г.) – митрополит Казанский и Свияжский (1615–1646 гг). Происхождение и мирское имя исследователям неизвестны. 2 июля 1606 г. поставлен игуменом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. При Матфее в 1607–1608 гг. велись работы по строительству монастыря и хозяйственных служб. 12 марта 1608 г. монастырь был освобождён от платежа ямских денег по царской грамоте, которая была дана в ответ на челобитье Матфея. В этом тексте он ссылался на старую жалованную грамоту, а также на то, что монастырь своей вотчиной держит «на Словенском Волочку… ямских охотников… и гонцов отпускают без прогонов» («Акты археологической экспедиции», том 2). В Смутное время Матфей начал готовить обитель к возможному нападению: в декабре 1608 г. была произведена починка оружия, в 1610 г. «около монастыря починивали города и вновь стены вверх прибавливали», в 1611–1612 гг. по решению Матфея рядом с собором была возведена «от воровских людей каменная стена от святых ворот Горского монастыря да около солодерженного сушила каменного». С августа 1612 г. Кириллов монастырь стал подвергаться нападениям литовских, шведских, казацких и других отрядов, которые разорили хозяйственные постройки вокруг него. Набеги и осады происходили в 1613–1616 гг. О роли Матфея в защите монастыря свидетельствуют его отписки, отправленные белозерцам и каргопольцам. В них Матфей сообщал о первых приступах литовцев («многими, пешими людми, криком и шумом к городу с лесницами»), просил у воеводы помощи и выражал готовность «с такими воровскими людми битися». После того как первые приступы были отбиты, Матфей принимал в монастыре беглецов, расспрашивал их, внимательно следил за передвижениями неприятеля, рассылал соседям (белозерцам, каргопольцам) предупредительные грамоты. Описывая положение в монастыре в челобитной царю в сентябре 1614 г., Матфей сообщал, что «живут… они… в осаде со сто девятогонадесять году (1610–1612 гг.) и, будучи в осаде, город каменой доделывали, и по острожному месту город деревяной сделали, и ров копали, и во рву деревеную стену поделали, и наряд порох, и свинец покупали все собою, и стрельцов и пушкарей прибирали, и даточных людей с монастырския вотчины имали, а хлебное им жалованье давали… с монастырския вотчины, и денежное жалованье давали, деньги займуя, а того заемного на них долгу тысяча девятьсот пятьдесят пять рублев» и т.д. Но теперь «обитель разорена до конца и запустошена и крестьяне все посечены». Матфей просил освободить монастырь от уплаты запросных денег, и эта просьба была удовлетворена («Акты археологической экспедиции», том 3). В сентябре 1614 г. последовало положительное царское решение ещё по одной челобитной Матфея – Кириллову Белозерскому монастырю был пожалован посад Ненокса «со всеми доходами… в вотчину» («Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси», том 1). В 1614 г. по распоряжению Матфея «у церкви Успения Богородицы главу обили и у чудотворца Кирилла такожде», которые были повреждены во время нападений. В том же году по благословению Матфея Никитой Ермоловым был сделан новый киот для иконы преподобного Кирилла Белозерского (ныне хранится в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике).

 



 
PR-CY.ru