МАКАРИЙ

МАКАРИЙ – епископ Великопермский и Вологодский (не раньше 1567 г. – 1576/1577 гг.). Сведений о раннем периоде жизни Макария нет. Согласно Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи конца XVI – начала XVII вв., составленной священником Архангельской церкви Усть-Выми Мисаилом, Макарий занимал кафедру с 7073 (1564/1565) г. по 7085 (1576/1577) г. Однако этому противоречит ряд свидетельств о предшественнике Макария, епископе Иоасафе. Он находился на кафедре ещё 19 июля 1567 г., когда по его благословению была составлена опись Николо-Коряжемского монастыря («Архив Павла Михайловича Строева». Петроград, 1915 г., том 1, «Русская историческая библиотека», том 32). Кроме того, согласно вкладной надписи на иконе мастера Дионисия Дмитриева Гринкова «Воскресение Христово – Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым», этот образ написан в 7076 (1567/1568) г. «при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком». Таким образом, свидетельство Вычегодско-Вымской летописи ошибочно, Макарий должен был занять кафедру не раньше 1 сентября 1567 г. Уход с Вологодской и Великопермской кафедры епископа Иоасафа исследователи связывают с поездкой царя Ивана IV Васильевича Грозного на богомолье в первой половине 1567 г., которая сопровождалась посещением Вологды с целью «досмотрити градского основания на Вологде и всякого своего царского на Вологде строения». Исследователи не исключают, что Макарий, сменивший Иоасафа, был насельником одного из монастырей, которые посетил Иван IV Васильевич. Согласно Житию Московского митрополита Филиппа II (Колычева), Иван IV Васильевич Грозный вызвал в Москву на «совет» об учреждении опричнины епископа «Валогоцкаго Макария и прочия святители». На «совете» Филипп (Колычев) выступил против опричнины, а Макарий согласно тексту Жития был в числе тех архиереев, которые «ни по Филиппе побарающе, ни по царе, но яко царь восхощет, тако и они».

 



 
PR-CY.ru