МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (ум. в 1506 г.) – монах, ученик Константинопольского патриарха Нифонта II (1486–1488, 1497–1498, 1502–1503 гг.; ум. в 1508 г.), который после ухода с кафедры бо́льшую часть времени жил на Афоне (в Ватопеде и монастыре преподобного Дионисия) и в Валахии, преподобномученик (память во вторую Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; память в Греческой церкви 14 сентября и в Неделю жён-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых). О мученическом подвиге Макария повествуется в Житии Константинопольского патриарха Нифонта II, написанном между 1517 и 1519 гг. его учеником Гавриилом из келлии Капрули в Карее, который в период с 1515 по 1539 гг. пять раз становился протом Святой Горы. Оригинал этого Жития утрачен, его текст сохранился в более поздней греческой переработке (XVIII и XIX вв.) и в раннем румынском переводе (древнейшая рукопись 1682 г.). Описания мученического подвига Макария в греческой и румынской версиях одинаковы. Впоследствии Житие Макария было включено в составленный преподобным Никодимом Святогорцем сборнике «Новый Эклогион». На его основе преподобный Никодим Святогорец написал краткое «Мученичество Макария» для сборника, посвящённого новомученикам, «Новый Мартирологион». Кроме того, в рукописи 1783 г. сохранилось греческое Житие Нифонта II, составитель которого использовал Житие, написанное Гавриилом, и другие источники. Макарий вместе с другим учеником патриарха, преподобномучеником Иоасафом, сопровождал Нифонта II в Валахию, а когда тот покинул двор господаря Раду IV Великого (после весны 1502 г.), они вернулись на Афон. Во время пребывания в Ватопеде, ещё до того как патриарх переселился в Дионисиат, Макарий получил благословение Нифонта II на мученический подвиг. «Был он муж учёнейший, отличающийся воздержанием, исполнявший множество послушаний в своей пустыне, во всём ревностный последователь добродетельной жизни святого [Нифонта II], достиг он наивысшей ступени Божественной любви, и горело его сердце желанием удостоиться, пролив свою кровь, участи мученика, и в этом открылся он святому». После этого Макарий отправился в Фессалонику и, чтобы привлечь к себе внимание турок, стал проповедовать Христа в мечети. Мусульмане схватили его, избили и бросили в темницу. На суде Макария «начали уговаривать, трижды стараясь дарами и лестью вынудить отказаться блаженного от своих слов» и принять ислам, но тот дерзновенно исповедал Христа истинным Богом и назвал Мухаммада псевдопророком. После этого на него набросились, «нанося удары и коля мечами, пока не отрубили его честную главу». Чудесным образом патриарху Нифонту II было открыто время и обстоятельства мученической кончины Макария, и он сообщил об этом Иоасафу, а в 1508 г., на смертном одре, благословил и этого ученика пострадать за Христа. О происхождении Макария и Иоасафа в Житии ничего не сказано, но из контекста исследователи сделали вывод, что они были греками, хотя среди учеников патриарха Нифонта II, который сам был полугреком-полуалбанцем, были представители разных национальностей: например, албанец преподобномученик Иаков, Новый, славянин (скорее всего, серб) прот Гавриил. Раньше, благодаря «Новому Мартирологиону» преподобного Никодима Святогорца, распространилось мнение, что Макарий и Иоасаф пострадали в 1527 и 1536 гг. соответственно. Однако сведения из рукописи 1511 г. свидетельствуют о том, что они были казнены значительно раньше – в 1506 и 1510 гг. Несмотря на то, что в рукописи 1505/1506 г. указан монах Макарий Моисей Агиорит и иеромонах Макарий Симонопетрит датируют кончину Макария 1507 г. Макарий является первым известным по письменным источникам новомучеником «автоклитом», т.е. добровольно отдавшим себя на мучения (греч. – самопризванный, самозванный). «Автоклиты» дерзкими речами и поступками провоцировали мусульман на скорую расправу, воспроизводя модель поведения раннехристианских мучеников. Современный гимнограф Харалампий Бусьяс составил отдельную службу Макарию и совместную – Макарию и ватопедским преподобномученикам Амвросию и Неофиту.

 
PR-CY.ru