МАКАРИЙ РИМЛЯНИН

МАКАРИЙ РИМЛЯНИН – преподобный (память в Византийской церкви 19 января, 23 октября; память в Греческой церкви 23 окт.; память в славянских  церквах 19 января, 23 октября). Житие Макария Римлянина было написано на греческом языке предположительно в V–VI вв. и имеет несколько редакций, большинство из которых остаются неизданными. Позднее был сделан латинский перевод, впервые опубликованный в начале XVII в. Херибердом Росвейде, он имеет некоторые несущественные различия с греческой версией. Также существуют переводы на славянский, грузинский и румынский языки. Неизвестный автор Жития ведёт повествование от имени трёх монахов – Феофила, Сергия и Игиина (в лат. транскрипции – Игин), которые наряду с Макарием Римлянином являются главными персонажами рассказа. Текст состоит из двух частей: первую София Викторовна Полякова назвала «монашеской Одиссеей», поскольку в ней нашёл отражение сюжет путешествия по чудесным странам, известный в Греции со времён Гомера и перешедший в различные фольклорные традиции. Так, например, идея о путешествии трёх монахов к земному раю передаётся в староитальянской легенде. По мнению Александра Николаевича Веселовского, в первой части автор использовал христианизированный пересказ послания Александра Македонского к Олимпиаде и Аристотелю из «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, где говорится о чудесном путешествии в страну блаженных. Вторая часть Жития представляет собой биографию Макария Римлянина, рассказанную им трём монахам. А.Н. Веселовский заметил, что образ отшельника, живущего недалеко от рая, также присутствует в греческом Житии преподобного Макария Великого; в коптском варианте сказания говорится, что Макарий Великий, подобно Макарию Римлянину, тайно покинул жену и удалился в пустыню, после чего побывал на некоем острове посреди озера, где встретил мужей с чёрной кожей, отросшими волосами и ногтями. Согласно греческой версии Жития, монахи Феофил, Сергий и Игиин из обители, находящейся в Месопотамии, между Тигром и Евфратом, однажды решили отыскать место, в котором земля соприкасается с небом. Тайно ночью они покинули монастырь, побывали в Иерусалиме, Вифлееме и на Елеонской горе, где поклонились святым местам, и затем отправились в путь. Проходя Персию и Индию, монахи подвергались смертельным опасностям (чуть не были сожжены заживо андрогинами), побывали в областях, населённых кинокефалами (существа с человеческими телами и собачьими головами), обезьянами, слонами, видели чудесные сады и мрачные равнины, непроходимые возвышенности, озеро, наполненное разного рода змеями, великана, прикованного к двум высочайшим горам, птиц, говорящих человеческими голосами, хрустальную церковь с источником бессмертия, уготованного для праведников, и многие другое.

 



 
PR-CY.ru