МАКАРИЙ, Булгаков Михаил Петрович

МАКАРИЙ, Булгаков Михаил Петрович (1816–1882 гг.) – митрополит Московский и Коломенский, историк церкви, богослов. Родился в бедной семье сельского священника Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте семи лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с шестью малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца священника Павла Никитского (в семи верстах от дома), в возрасте девяти лет был определён в приходское Корочанское духовное училище. В 1827 г. переведён в уездное Белгородское духовное училище, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую духовную семинарию, в 1841 г. – Киевскую духовную академию. В первые годы обучения в приходском и в уездном училищах Михаил Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, который произошёл в училище. Когда его сверстники играли на дворе, Михаил Булгаков уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассёк ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли, и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Михаил Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За шесть лет учёбы в семинарии Михаил Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних двух лет обучения сам читал лекции студентам низшего отделения семинарии. Ректор Курской духовной семинарии архимандрит Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю русского языка Денису Сергеевичу Любицкому будущий митрополит выработал ясный литературный стиль, на который обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В Киевской духовной академии особое влияние на Михаила Булгакова оказали ректор архимандрит Иннокентий (Борисов), профессор Яков Козмич Амфитеатров, а также профессор архимандрит Димитрий (Муретов), читавший курс догматического богословия. Впоследствии Макария многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архимандрита Димитрия (Муретова), киевские профессора Михаил Николаевич Скабалланович и Митрофан Филиппович Ястребов активно защищали Макария. Курсовое сочинение Михаила Булгакова после окончания старшего отделения «План христианской аскетики» и итоговая работа «История Киевской академии» заслужили высокую оценку. Профессор иеромонах Афанасий (Борисович) характеризовал труд как «превосходящее все известные сочинения иностранной литературы, писанные на ту же тему». Московский митрополит Филарет (Дроздов) отозвался о студенческом сочинении одобрительно, но не без критики: «Сочинение, стоившее немалого обдумывания и во многих частях соответствующее цели назидания, хотя в других отношениях требующее дальнейшего обдумывания и усовершения». При этом студент обнаружил ряд качеств уже сложившегося историка, проработал соответствующие источники и литературу архивов Киевской духовной академию, Софийской и лаврской библиотек. Митрополит Филарет (Дроздов) писал в своём отзыве: «Сочинение достойное внимания по обилию собранных сведений и по порядку в изложении оных, хотя есть что отсечь в подробностях и есть что очистить в выражениях… Хотя предмет сочинения не богословский, однако, касаясь суждением разных ученых предметов, сочинитель показывает себя достойным степени магистра» (все сохранившиеся семинарские и академические сочинения Макария опубликованы).

 



 
PR-CY.ru