МИХАИЛ АСТРАПА и ЕВТИХИЙ

МИХАИЛ АСТРАПА и ЕВТИХИЙ – средневековые художники, создавшие несколько фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии, большинство из которых были заказом сербского краля Стефана Уроша II Милутина (1282–1321 гг.). Письменные источники не сохранили сведений о жизни и творчестве художников, их имена известны исследователям из подписей, оставленных мастерами на фресках храмов Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/1295 г.), Богородицы Левишки в Призрене (1307–1313 гг.), святого Прохора на реке Пчиня около Вране (около 1315 г.), великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1316–1318 гг.), святого Никиты в Чучере близ Скопье (около 1320 г.). Исследователи предполагают, что Михаил Астрапа и Евтихий были греками, т.к. надписи с именами сделаны ими по-гречески, как в храмах, фрески которых были созданы по заказу представителей византийской знати (церковь Богородицы Перивлепты в Охриде расписана по заказу Прогона Сгуроса), так и в храмах на территориях, находившихся во владении сербского краля Стефана Милутина (великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, святого Никиты в Чучере, святого Прохора на реке Пчиня). Историческая ситуация подтверждает предположение о греческом происхождении художников – экспансия Сербского государства в Македонию, заключение мира с Византийской империей и, как залог последнего, женитьба краля Стефана Милутина на дочери императора Андроника II Симоне (Симониде) Палеолог. Стефан Милутин не только строил церкви в Сербском королевстве, но и оказывал помощь монастырям в Фессалонике и Константинополе, на Синае, Афоне и в Палестине. Упоминание фамильного имени Михаила Астрапы в подписи на мече великомученика Меркурия и на хламиде великомученика Димитрия в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде указывает, по мнению учёных, на происхождение рода этого художника из Фессалоники. Согласно источникам, в начале XIV в. там работал миниатюрист Иоанн Астрапа, а в монастыре на горе Хортиатис близ Фессалоники подвизался монах Макарий Астрапа. Исследователи также отмечают, что ряд особенностей иконографической программы росписи храмов, в которых работали Михаил Астрапа и Евтихий, косвенно указывают на фессалоникийское происхождение мастеров. Например, в роспись храмов великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, святого Никиты в Чучере, церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.), Кралевой церкви в монастыре Студеница (строительство в 1313/1314 г.) включено крайне редко встречающееся в монументальной живописи изображение Евстафия Солунского. Кроме того, в цикл великомученика Димитрия Солунского в церкви Богородицы Левишки входит уникальное изображение «Гробница великомученика Димитрия», где воспроизведены реалии интерьера базилики великомученика Димитрия в Фессалонике. Стилистические особенности росписей также свидетельствуют о том, что Михаил Астрапа и Евтихий могли сформироваться как мастера в художественной среде Фессалоники. С момента открытия Г. Милле и Луи Брейе имён Михаила Астрапы и Евтихия в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино и в церкви святого Никиты в Чучере общепринятым считалось, что мастера расписали все четыре ансамбля, где есть подпись обоих художников или только Михаила Астрапы, а также исполнили фрески в Кралевой церкви в монастыре Студеница и в монастыре Грачаница (обе созданы по заказу Стефана Милутина), которые стилистически близки к росписям в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино и в церкви святого Никиты в Чучере. М. Марковичем была аргументированно высказана мысль о том, что Евтихий был отцом Михаила Астрапы и расписал вместе с сыном лишь церковь Богородицы Перивлепты в Охриде (имена обоих художников упомянуты в надписи на юго-западном столбе, по гипотезе М. Марковича, Евтихий был главным мастером). Это предположение, если оно верно, отчасти объясняет стилистическую разницу между фресками церкви Богородицы Перивлепты в Охриде и остальными ансамблями, созданными Михаилом Астрапой (стоявшим, как полагают исследователи, во главе артели) уже без Евтихия для краля Милутина.

 
PR-CY.ru