МОИСЕЙ

МОИСЕЙ – древнерусский писатель, игумен киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не раньше 1189 г. – начало XIII в.). Впервые упоминается в статье «Киевской летописи» конца XII в. (сохранившейся в составе «Ипатьевской летописи» и отчасти в «Лаврентьевской летописи» и «Московском своде» 1479 г. – см. Летописание) как игумен выдубицкий, участвовавший по приглашению Киевского князя Рюрика Ростиславича в пире по случаю освящения 6 декабря 1197 г. построенной князем кафедральной каменной церкви святых Апостолов в пригороде Киева Белгороде. В конце XII в. настоятель Выдубицкого монастыря Адриан (Андреян) был поставлен Белгородским епископом, имя непосредственного его преемника исследователям неизвестно, исследователи считают вполне возможным, что им был Моисей. В игуменство Моисея, в конце XII в., князь Рюрик Ростиславич поручил архитектору Петру Милонегу построить опорную стену ниже собора архангела Михаила Выдубицкого монастыря, которая бы укрепила в данном месте берег Днепра с целью предотвращения обрушения монастырского собора (стена заложена 10 июля 1199 г.). 24 сентября 1199 г. сооружение было освящено, после чего состоялись торжества, посвящённые данному событию, в котором наряду с Моисеем и киевским духовенством приняли участие сам князь, члены княжеской семьи и киевская знать. Перед собравшимися Моисей прочитал с новопостроенной стены составленное им от имени братии Выдубицкой обители Похвальное слово князю Рюрику Ростиславичу (по другой версии, произведение исполнялось как кантата всеми членами монашеской братии монастыря). Исследователи отмечают, что сочинение Моисея составлено в лучших традициях риторического искусства и представляет собой выдающийся памятник древнерусского красноречия. Автор приводит многочисленные библейские реминисценции, использует, согласно Олегу Викторовичу Творогову, риторические приёмы, близкие к тем, что есть в текстах Кирилла II Туровского. Как показал Юрий Константинович Бегунов, выдубицкий игумен не только ссылается на сочинения Мефодия Патарского (см. Мефодий, епископ Олимпийский), но и подражает им. В XV в. «Похвальное слово» Моисея использовал в качестве образца для своего сочинения тверской инок Фома при написании «Похвального слова» Тверскому великому князю Борису Александровичу (около 1453 г.). Выдубицкий монастырь в XII в. стал важнейшим киевским центром летописания. Из приписки к «Лаврентьевской летописи» исследователям известно, что игумен обители Сильвестр в 1115/1116 г. закончил составление одной из редакций «Повести временных лет…» (обычно считается, что второй, в настоящее время ряд учёных выдвинули гипотезу о составлении этого свода самим выдубицким игуменом). Считается, что после вокняжения в Киеве в 1113 г. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ведение киевского летописания переместилось из Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра) в Выдубицкий монастырь. С именем Моисея некоторые учёные связывают составление «Киевского летописного свода» 1199/1200 г. (см. в ст. Летописание), охватившего 1110–1190 гг., в заключении которого помещено «Похвальное слово» князю Рюрику Ростиславичу. Борис Александрович Рыбаков приписывал Моисею летописные тексты конца XII в. (статьи 1196/1197 – 1198/1199 гг., ряд вставок в более ранних статьях). Составитель «Киевского свода» использовал летописание некоторых древнерусских городов (Владимира-на-Клязьме, Переяславля Южного, Чернигова и др.), переводные памятники («Хронику» Иоанна Малалы, «Александрию Хронографическую», «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия). По мнению Алексея Петровича Толочко, данный свод был составлен только после 1212 г. Степень причастности Моисея к составлению летописных текстов остаётся дискуссионной. Затруднительно установить и время пребывания Моисея на посту игумена Выдубицкой обители, поскольку следующий настоятель монастыря, Михаил, упоминается только под 1231 г. («Полное собрание русских летописей», том 1).

 
PR-CY.ru