МОИСЕЙ

МОИСЕЙ (ум. в 1467/1468 г.) – епископ Тверской (1458–1461 гг.). Происхождение Моисея неизвестно. В 1458 г. он был архимандритом тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (первый известный по имени настоятель этой обители). После кончины Тверского епископа Илии (30 декабря 1456 г.) новым владыкой был поставлен Моисей. Хиротонию в тверском Спасском соборе 29 января 1458 г. в присутствии великого князя Тверского Бориса Александровича возглавил Киевский митрополит Иона. Исследователи полагают, что Моисей был близок к великому князю Борису Александровичу и пользовался его полным доверием. По мнению некоторых историков церкви XIX в. именно Моисей посвятил преподобного Макария (Кожина; ум. в 1483 г.) во иеромонаха и игумена Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря. Однако, судя по одной из купчих грамот, преподобный Макарий стал игуменом уже при предшественнике Моисея Илии («Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 3). Кроме того, в литературе XIX в. ошибочно, по мнению исследователей, указывалось без учёта данных тверского летописания, что Моисей был хиротонисан в 1453 г. К 1458/1459 г. исследователи относят послание митрополита Ионы к Моисею с требованием прибыть в Москву: «...Чтобы еси был к нам, церковных ради великих дел... занеже твоя братия, архиепископ ростовьскый и иные все владыкы здесь у нас благословилися, и показали есмо их духовне о всем». В послании говорится, что святитель уже дважды посылал к Тверскому епископу своих послов, но тот не отозвался на приглашение митрополита. Исследователи полагают, что от Моисея требовалось заявить перед митрополитом и Освященным собором о непризнании поставленного 15 октября 1458 г. в Риме бывшим Константинопольским патриархом Григорием III Маммой униатского Киевского митрополита Григория Болгарина. Моисей вновь не поехал в Москву, что исследователи объясняют или пролитовской позицией князя Бориса Александровича, в том числе в церковных вопросах (тем не менее, для исследователей очевидно, что Моисей не присоединился к унии), или, по Эккехарду Клюгу, тем, что «Борис не хотел, чтобы под московское влияние попал тот человек, которому он доверил столь важную роль на случай регентства при малолетнем княжиче (Михаиле Борисовиче)». Без участия Моисея в декабре 1459 г. в Москве состоялся Собор русских епископов, который отверг претензии Григория Болгарина на епархии Северо-Восточной Руси («Памятники древнерусского канонического права»). После кончины князя Бориса Александровича (10 февраля 1461 г.) и вокняжения 15 февраля 1461 г. в Твери его несовершеннолетнего сына Михаила Борисовича (род. в 1453 г.) Моисей был вынужден (очевидно, под давлением боярского окружения нового правителя, в том числе братьев Сергея Захарьевича и Бориса Захарьевича Бороздиных) оставить кафедру и удалиться на покой в Отрочь монастырь. Это было сделано с целью улучшить отношения с Москвой. 22 марта в Москве (впервые в истории новгородско-тверских церковных отношений) новым архиепископом Тверским и Кашинским Иона поставил Геннадия (Кожина; 1461–1477 гг.), младшего брата преподобного Макария Калязинского и преемника Моисея в качестве архимандрита Отроча монастыря. Геннадий (Кожин) в отличие от Моисея сразу дал присяжную грамоту о верности московскому митрополиту и непризнании униатского митрополита Григория Болгарина. Моисей скончался и был погребён в Отроче монастыре. Согласно писцовой книге Потапа Норбекова 1626 г., гробница Моисея (который погребён под спудом) находилась за правым клиросом соборного Успенского храма, на нём была крашеная плащаница с образом Моисея и надписью «Епископ Тверскии Моисеи».

 
PR-CY.ru