МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ум. около 394 г.) – египетский монах, пресвитер Келлий, преподобномученик (память 19 января). Основные сведения о Макарии Александрийском содержатся в «Лавсаике» епископа Палладия Еленопольского, в коптском Житии (изданном Эмилем Клеманом Амелино и представляющем собой расширенную версию сведений из «Лавсаика»), в «Истории монахов» (а также в её латинском переводе – «Жизни пустынных отцов» Руфина Аквилейского) и в «Изречениях отцов» («Apophthegmata Patrum»; определить изречения, принадлежащие Макарию Александрийскому, исследователям довольно затруднительно, поскольку они, по наблюдению Антуана Гийомона, смешаны с апофтегмами преподобного Макария Великого (Египетского)). Макарий Александрийский родился и вырос в Александрии – отсюда его прозвание Городской, данное ему для отличия от преподобного Макария Египетского, его старшего современника. Согласно епископу Палладию Еленопольскому, живя в Александрии, Макарий Александрийский занимался торговлей лакомствами (в коптском Житии рассказывается, что в юности Макарий Александрийский был мимом по профессии и был очень знаменит). На сороковом году жизни крестился, после чего прожил ещё около 60 лет. После принятия монашества и иноческих подвигов, около 355 г. Макарий Александрийский был рукоположён во пресвитера и стал настоятелем монастырей в пустыне Келлии. Палладий Еленопольский сообщает, что «сей святой имел разные келии в пустыне, в которых совершал подвиги добродетели: одну в Скиту, в самой глубокой пустыне, одну в Ливии, в так называемых Келлиях, и одну в горе Нитрийской». Среди его учеников был Евагрий Понтийский. Говоря о Макарии Александрийском и о преподобном Макарии Египетском, Сократ Схоластик так характеризует подвижников: «Оба они прославились многими делами – подвигами, образом жизни и совершавшимися через них чудесами... Несмотря на благочестие, Макарий Египетский был суров к приходящим, а Александрийский, сходный с ним во всём, разнился только тем, что с приходящими был приятен и ласковостью располагал молодых людей к подвижнической жизни» (о сострадательности Макария Александрийского упоминается и в коптском Житии). Cообщение Сократа Схоластика о суровости преподобного Макария Египетского и снисходительности Макария Александрийского несколько расходится со свидетельствами апофтегм, где рассказывается о том, как между преподобным Макарием Египетским и Макарием Александрийским произошла размолвка из-за того, что Макарий Александрийский слишком сурово поступил с согрешившими братиями («Apophthegmata Patrum»). Во время гонений на православных в Египте при императоре Валенте и арианском архиепископе Лукии Александрийском оба Макария, «которые почитались отцами монахов», были изгнаны из египетской пустыни и сосланы на остров, населённый одними язычниками, где, как сообщает Сократ Схоластик, преподобные изгнали беса из дочери местного идольского жреца и «через это обратили к Христовой вере и жреца, и всех жителей острова, а идолов тотчас низвергли и капищу дали вид храма, в котором приходящие крестились и с радостью учились христианской вере». В коптском Житии содержится рассказ о том, как во время засухи Макарий Александрийский по просьбе Александрийского архиепископа Тимофея I (380–384 гг.), посетил Александрию, и по его молитвам пролился обильный дождь. Согласно коптскому Житию, Макарий Александрийский умер 6 пашонса (1 мая). Исследователи полагают, что сочинения, приписываемые Макарию Александрийскому («Правила к монахам» («Regula ad monachos», на латинском языке) и «Слово об исходе души праведников и грешников» («Sermo de exitu animae justorum et peccatorum»), ему не принадлежат, поскольку ни один из древних писателей не приводит сведений о его литературных произведениях.

 



 
PR-CY.ru