МАРК, СОТИРИХ и ВАЛЕНТИНА

МАРК, СОТИРИХ и ВАЛЕНТИНА – мученики Асийские (память в Греческой церкви 24, 26 октября). Краткие сведения о них содержатся под 24 октября в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.), где говорится, что Марк, Сотирих и Валентина жили в провинции Асия и были схвачены язычниками за исповедание Христа. Сначала мучеников долго побивали камнями, а затем волокли по земле, пока Марк, Сотирих и Валентина не предали Богу души. В конце синаксарной заметки добавляется, что мощи святых были перенесены на остров Фасос. В Минологии императора Василия II (первая четверть XI в.) сказание помещено под 26 октября, в нём повествуется, что Марк, Сотирих и Валентина вели благочестивый образ жизни, многих обратили к вере и крестили. На допросе в их тела вонзали длинные гвозди, после чего мужчины, женщины и дети тащили мучеников по земле и попирали ногами, пока те не скончались. На Фасосе от мощей святых, которые привёз туда некий благочестивый и богобоязненный муж по имени Терентиан, происходили многочисленные исцеления. В Патмосском списке Типикона Великой церкви (конец IX – начало X вв.) под 24 октября имя Валентина передаётся в мужской форме – как Валентиан. В современной греческой агиографической традиции Валентина названа Валентином. Итальянский исследователь Ж.М. Соже на основе сообщения о перенесении мощей Марка, Сотириха и Валентины предположил, что изначально существовало их Мученичество, впоследствии утраченное. В Великих Минеях Четьих митрополита Макария (XVI в.) память Марка, Сотириха и Валентина под 24 или 26 октября отсутствует, однако 27-го числа того же месяца здесь приводится краткое сказание, основанное на заметке из Минология императора Василия II, но без упоминания Марка; имя Валентина передаётся как Уалентин. Ростовский митрополит Димитрий, напротив, внёс память только Марка под 27 октября без каких-либо топографических указаний, но с добавлением «и иже с ним». В современном календаре РПЦ имена святых не обозначены.

 
PR-CY.ru